Книги из книги. "Жизнь Клима Самгина." (ч.2) — 242 книги — стр. 3

Имена, события и литературные произведения , отсылки к тем или иным моментам, упомянутые в книге Максима Горького "Жизнь Клима Самгина" том второй.

(курсивом - цитаты из романа)

Категория: другие подборки
№41
Сперанский
Владимир Томсинов
ISBN:5-235-02862-7
Год издания:2006
Издательство:Молодая гвардия
Серия:Жизнь замечательных людей
Язык:Русский

Затем он рассказал о добросердечной купчихе, которая, привыкнув каждую субботу посылать милостыню в острог арестантам и узнав, что в город прибыл опальный вельможа Сперанский...
***
картинка LaraAwgust
Михаил Михайлович Сперанский ( 1772 — 1839) — русский государственный и общественный деятель, реформатор, законотворец, правовед. Основоположник юридической науки и классического юридического образования в России.
Реформы, проводимые Сперанским, затронули практически все слои российского общества. Это вызвало бурю недовольства со стороны дворянства и чиновничества, чьи интересы были задеты более всего.
В марте 1812 года Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей. Вечером 17 марта 1812 года в Зимнем дворце состоялась беседа между императором и государственным секретарём. В этот же день дома Сперанского уже ждал министр полиции Балашов с предписанием о высылке из столицы, Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. Затем в Пермь, где отбывал ссылку до 1814 года.

LaraAwgust 14 сентября 2023 г., 22:02

№42
О Яриле, языческом божестве русских славян
Пётр Ефименко

Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины.
***
Ярила — одно из названий солнечного божества в славянской мифологии. Он был «богом домашнего скота, птиц и вообще животных <...>
В половине или в конце июня солнце но народному представлению достигает наивысшей силы своего развития и потом постепенно стареет, убывает <...> Празднество в честь умирающего солнца называется Яриловым игрищем или погребением Ярила
<...> Ярилово игрище совершалось не в одно и то же время, а вообще между Троицыным днем и Всесвятской неделей»

LaraAwgust 14 сентября 2023 г., 22:16

№43
Книга Строельная города Синбирска
Павел Евгеньевич Мартынов
Издательство:Библиотечный фонд

Козлов, показав ему "Строельную книгу"
***
Строельные книги. Книги о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в 16-17 вв. В Строельных книгах о постройке новых городов сообщается: в какое время строился город, на каком месте и кто руководил строительством. Перечисляются размеры гор. укреплений, казенных зданий (осадных дворов, церквей, приказных и таможенных изб и т. д.), а также количество населения и назв. окологородных слобод.

LaraAwgust 14 сентября 2023 г., 22:21

№44
Борис Годунов
Вячеслав Козляков
ISBN:978-5-235-03415-0
Год издания:2011
Издательство:Молодая гвардия
Серия:Жизнь замечательных людей
Язык:Русский

искусно рассказал, как присланный царем Борисом Годуновым
***
Борис Фёдорович Годунов ( 1552— 1605) — боярин, в 1587—1598 годах фактический правитель государства, с 1598 по 1605 года — первый русский царь из династии Годуновых.

LaraAwgust 14 сентября 2023 г., 22:29

№45
Крестьянские войны в России XVII - XVIII вв.
Виктор Буганов
Год издания:1975
Издательство:Наука
Серия:История нашей Родины
Язык:Русский

Та же сила понудила горожан пристать к бунту донского казака Разина и уральского - Пугачева, а казачьи бунты были необходимы для доказательства силы и прочности государства.
***
Степан Тимофеевич Разин - предводитель восстания 1667—1671 годов.

-
Емельян Иванович Пугачёв — предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 10:46

№46
Сочинения
А. П. Щапов
ISBN:978-5-9989-7810-4
Год издания:1906
Издательство:Издание М. В. Пирожкова
Язык:Русский

- Народ у нас смиренный, он сам бунтовать не любит, - внушительно сказал Козлов. - Это разные господа, вроде инородца Щапова или казачьего потомка Данилы Мордовцева, облыжно приписывают русскому мужику пристрастие к "политическим движениям" и враждебность к государыне Москве. Это - сущая неправда
***
картинка LaraAwgust
Афанасий Прокопьевич Щапов ( 1831 — 1876) — русский историк, этнограф и антрополог, публицист. Специалист по истории раскола Русской церкви.
Историк-демократ, близкий к революционному народничеству. Социально-политическая программа Щапова была непоследовательной, противоречивой: он колебался между убежденностью в необходимости крестьянской революции и верой в возможность мирных демократических преобразований.
Особенно известен он своими работами о расколе, который он рассматривал как «великорусское народное учение», «живое народное ученье»

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 11:02

№47
Великий раскол: Исторический роман из эпохи царствования Алексея Михайловича
Даниил Мордовцев
ISBN:5-7595-0359-6
Год издания:1990
Издательство:Мордовское книжное издательство
Язык:Русский

Это разные господа, вроде инородца Щапова или казачьего потомка Данилы Мордовцева
***
картинка LaraAwgust
Даниил Лукич Мордовцев (1830—1905) — писатель и историк; происходил из казаков. Его взгляды отличались эклектизмом. Характерная тематика его исторических трудов — описание волнений и восстаний народных масс.
В исследовании «Политические движения русского народа» Мордовцев писатель проводил мысль, что
историки должны «по возможности меньше заниматься королями, полководцами, графами и генералами, а <...> заняться простыми смертными и показать, почему эти смертные голодали и страдали»

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 11:26

№48
Мазепа
Николай Костомаров
ISBN:978-5-534-05317-3
Год издания:2017
Издательство:Юрайт
Серия:Антология мысли
Язык:Русский

Казак Москву не терпит. Мазепа двадцать лет служил Петру Великому, а все-таки изменил.
***
Иван Степанович Мазепа (1639 — 1709) — военный, политический и дипломатический деятель Войска Запорожского.
Предал Петра Первого. Во время Северной войны 1700—1921 перешел на сторону вторгшихся на Украину шведов. После Полтавской битвы (1709) бежал в турецкую крепость Бендеры вместе с Карлом XII.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 12:10

№49
Историзм былин и специфика фольклора
Сергей Азбелев
ISBN:978-00-1895626-0
Издательство:Наука
Язык:Русский

- Озоруют у нас от избытка сил, хвастун Садко дурит, неуемный Васька Буслаев силою кичится
***
Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок)
-
Василий Буслаев — герой новгородского былинного эпоса, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Василий Буслаев является главным героем трёх из них «Василий Буслаев и новгородцы», «Поездка Василия Буслаева» или «Смерть Василия Буслаева». Два последних названия относятся к одной и той же былине.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 15:39

№50
Герцен против самодержавия
Н. Я. Эйдельман
Год издания:1984
Издательство:Мысль
Язык:Русский

- А критикуют у нас от конфуза пред Европой, от самолюбия, от неумения жить. по-русски. Господину Герцену хотелось Вольтером быть, ну и у других критиков - у каждого своя мечта.
***
картинка LaraAwgust
Александр Иванович Герцен ( 1812 — 1870) — русский публицист-революционер, писатель, педагог, философ.
Принадлежал к числу крайне левых политиков и критиков монархического устройства в России, выступая за социалистические преобразования.
-
картинка LaraAwgust
Вольтер ( Франсуа-Мари Аруэ 1694— 1778 ) — французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист. Использовал около 140 псевдонимов, чтобы избежать репрессий.
Вольнодумец с большой буквы.
-

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 15:48

№51
О России, в царствование Алексея Михайловича
Григорий Котошихин
Издательство:Типография Эдуарда Праца
Язык:Русский

- Критики у нас всегда были, и какие! Котошихин, например, князь Курбский, даже Екатерина Великая критикой не брезговала.
Он сокрушенно развел руками и чмокнул:
- Но все, знаете, как-то таинственно выходило: Котошихину даже и шведы голову отрубили

***
Григорий Карпович Котошихин (1630 — 1667), подьячий Посольского
приказа в царствование Алексея Михайловича. За ошибку в написании царского титула бит батогами. Впоследствии вошел в тесные сношения со шведскими дипломатическими лицами. Выполнял поручения иностранцев. В 1664 г. бежал в Польшу, а оттуда в Швецию; был объявлен изменником. За границей написал обличительное сочинение, получившее название «О России в царствование Алексея Михайловича». По решению суда, утвержденному шведским королем, казнен в ноябре 1667 г. за убийство, совершенное в пьяной драке.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 16:23

№52
История о делах великого князя Московского
Андрей Курбский
ISBN:978-5-02-039097-3
Год издания:2015
Издательство:Наука
Серия:Литературные памятники
Язык:Русский

- Критики у нас всегда были, и какие! Котошихин, например, князь Курбский, даже Екатерина Великая критикой не брезговала.
Он сокрушенно развел руками и чмокнул:
- Но все, знаете, как-то таинственно выходило: ...Курбский - пропал в нетях, распылился в Литве, не оставив семени своего

***
Андрей Михайлович Курбский (1528—1583), один из видных воевод Ивана Грозного. Защитник идей
феодального боярства, Курбский выступал против самовластья царя и одновременно против централизации государственной власти, необходимой для защиты жизненных интересов Московского государства. В 1564 г. бежал в Литву, поступив на службу к королю Сигизмунду.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 16:29

№53
Сочинения. Том I
Екатерина II
Год издания:1849
Издательство:Издание Александра Смирдина
Язык:Русский

- Критики у нас всегда были, и какие! Котошихин, например, князь Курбский, даже Екатерина Великая критикой не брезговала.
Он сокрушенно развел руками и чмокнул:
- Но все, знаете, как-то таинственно выходило: ...а Екатерина - ей бы саму себя критиковать полезно.
***
Имеются в виду комедии и публицистические произведения Екатерины II, в которых высмеивались грубые нравы дворянства, а также ее знаменитый «Наказ», в котором императрица отдавала дань либеральным веяниям, используя многие
формулировки из сочинений Монтескье и других французских просветителей.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 16:36

№54
Христианский социализм
С. Н. Булгаков
ISBN:5-02-029822-0
Год издания:1991
Издательство:Наука. Новосибирск
Язык:Русский

И даже - о социализме, на котором сам Иисус Христос голову... то есть который и Христу, сыну бога нашего, не удался, как это доказано.
***
Христианский социализм , со­ци­аль­но-эти­че­ская док­три­на, в ко­то­рой со­циа­ли­стические идеи со­еди­ня­ют­ся с хри­сти­ан­ским ве­ро­уче­ни­ем. Воз­ник в 1-й пол. 19 в., ко­гда в пол­ной ме­ре про­яви­лись со­ци­аль­ные по­след­ст­вия про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции, при­вед­шей к об­ни­ща­нию зна­чительных масс на­се­ле­ния и раз­оча­ро­ва­нию час­ти ев­ропейского об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва в ра­цио­на­ли­стических кон­цеп­ци­ях об­щественного про­грес­са эпо­хи Про­све­ще­ния.
Подвижники христианского социализма проповедовали, что все основные социалистические принципы были впервые провозглашены христианством.
К чис­лу русских пред­ста­ви­те­лей Христианского социализма обыч­но от­но­сят Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Л. Н. Тол­сто­го, В. С. Со­ловь­ё­ва, С. Н. Бул­га­ко­ва, Н. А. Бер­дяе­ва.

При всём раз­ли­чии этих мыс­ли­те­лей
При всём раз­ли­чии этих мыс­ли­те­лей (дос­та­точ­но вспом­нить кри­ти­ку анар­хо-уто­пич. идей Л. Тол­сто­го С. Бул­га­ко­вым) они со­став­ля­ли не­кую общ­ность, от­лич­ную от их ев­ропейского ана­ло­га. Ес­ли на За­па­де во гла­ву уг­ла ста­вил­ся, как пра­ви­ло, со­ци­аль­ный во­прос, луч­шим сред­ст­вом ре­ше­ния ко­то­ро­го объ­яв­ля­лось хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние, то у русских мыс­ли­те­лей хри­сти­ан­ст­во вы­сту­па­ло не толь­ко сред­ст­вом, но и це­лью об­щественного раз­ви­тия, ох­ва­ты­вая все сто­ро­ны ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной жиз­ни.
свернуть

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 16:44

№55
Император Николай I и военный заговор 14 декабря 1825 года
М. В. Зызыкин
ISBN:978-5-4499-0668-7
Год издания:2020
Издательство:Директ-Медиа
Язык:Русский

...государю нашему необходимо придется вспомнить пример прадеда своего и жестоко показать всю силу власти, как это было показано Николаем Павловичем четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двадцать пятого года на Сенатской площади Санктпетербурга-с!
***
Расстрел из пушек восстания декабристов на Сенатской площади, а затем казнь пятерых руководителей и ссылка более ста участников в Сибирь.
-
По каре был сделан залп холостыми зарядами, не произведший эффекта. Первый залп картечью был дан выше рядов мятежных солдат. Восставшие отвечали на него ружейным огнём, но потом под гpaдом картечи началось бегство. По свидетельству декабриста Владимира Штейнгеля: «Можно было этим уже и ограничиться, но Сухозанет сделал ещё несколько выстрелов вдоль узкого Галерного переулка и поперёк Невы к Академии художеств, куда бежали более из толпы любопытных!». Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление на Петропавловскую крепость. Войска построились, но были обстреляны из пушек ядрами. Ядра ударялись об лёд, и он раскалывался, многие тонули.
К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались сотни трупов.
-
Всего к следствию было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведён в исполнение смертный приговор (К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, П. Г. Каховский, М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьёв-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 18:10

№56
Сатиры и другие стихотворные сочинения
Антиох Кантемир
ISBN:5-368-00483-4
Год издания:1988
Издательство:Литература артистикэ
Язык:Русский

- Весьма опасаюсь распущенного ума! - продолжал он, глядя в окно, хотя какую-то частицу его взгляда Клим щекотно почувствовал на своем лице. - Очень верно сказано: "Уме недозрелый, плод недолгой науки".
***
Сатира I. На хулящих учения. К уму своему
автор Антиох Дмитриевич Кантемир

‎Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
5 Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги;
Всех неприятнее тот, что босы проклали
Девять сестр. Многи на нем силу потеряли,
Не дошед; нужно на нем потеть и томиться,
10 И в тех трудах всяк тебя как мору чужится,
Смеется, гнушается. Кто над столом гнется,
Пяля на книгу глаза, больших не добьется
Палат, ни расцвеченна марморами саду;
Овцу не прибавит он к отцовскому стаду.

читать дальше

‎Правда, в нашем молодом монархе надежда
Всходит музам немала; со стыдом невежда
Бежит его. Аполлин славы в нем защиту
Своей не слабу почул, чтяща свою свиту
Видел его самого, и во всем обильно
20 Тщится множить жителей парнасских он сильно.
Но та беда: многие в царе похваляют
За страх то, что в подданном дерзко осуждают.
‎«Расколы и ереси науки суть дети;
Больше врет, кому далось больше разумети;
25 Приходит в безбожие, кто над книгой тает, —
Критон с четками в руках ворчит и вздыхает,
И просит, свята душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами:
Дети наши, что пред тем, тихи и покорны,
30 Праотческим шли следом к божией проворны
Службе, с страхом слушая, что сами не знали,
Теперь, к церкви соблазну, библию честь стали;
Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
Мало веры подая священному чину;
35 Потеряли добрый нрав, забыли пить квасу,
Не прибьешь их палкою к соленому мясу;
Уже свечек не кладут, постных дней не знают;
Мирскую в церковных власть руках лишну чают,
Шепча, что тем, что мирской жизни уж отстали,
40 Поместья и вотчины весьма не пристали».
‎Силван другую вину наукам находит.
«Учение, — говорит, — нам голод наводит;
Живали мы преж сего, не зная латыне,
Гораздо обильнее, чем мы живем ныне;
45 Гораздо в невежестве больше хлеба жали;
Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли.
Буде речь моя слаба, буде нет в ней чину,
Ни связи, — должно ль о том тужить дворянину?
Довод, порядок в словах — подлых то есть дело,
50 Знатным полно подтверждать иль отрицать смело.
С ума сошел, кто души силу и пределы
Испытает; кто в поту томится дни целы,
Чтоб строй мира и вещей выведать премену
Иль причину, — глупо он лепит горох в стену.
55 Прирастет ли мне с того день к жизни, иль в ящик
Хотя грош? могу ль чрез то узнать, что приказчик,
Что дворецкий крадет в год? как прибавить воду
В мой пруд? как бочек число с винного заводу?
Не умнее, кто глаза, полон беспокойства,
60 Коптит, печась при огне, чтоб вызнать руд свойства,
Ведь не теперь мы твердим, что буки, что веди —
Можно знать различие злата, сребра, меди.
Трав, болезней знание — голы все то враки;
Глава ль болит — тому врач ищет в руке знаки;
65 Всему в нас виновна кровь, буде ему веру
Дать хочешь. Слабеем ли — кровь тихо чрезмеру
Течет; если спешно — жар в теле; ответ смело
Дает, хотя внутрь никто видел живо тело.
А пока в баснях таких время он проводит,
70 Лучший сок из нашего мешка в его входит.
К чему звезд течение числить, и ни к делу,
Ни кстати за одним ночь пятном не слать целу,
За любопытством одним лишиться покою,
Ища, солнце ль движется, или мы с землею?
75 В часовнике можно честь на всякий день года
Число месяца и час солнечного всхода.
Землю в четверти делить без Евклида смыслим,
Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим».
Силван одно знание слично людям хвалит:
80 Что учит множить доход и расходы малит;
Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет,
Гражданству вредным весьма безумством звать смеет.
‎Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:
«Наука содружество людей разрушает;
85 Люди мы к сообществу божия тварь стали,
Не в нашу пользу одну смысла дар прияли.
Что же пользы иному, когда я запруся
В чулан, для мертвых друзей — живущих лишуся,
Когда все содружество, вся моя ватага
90 Будет чернило, перо, песок да бумага?
В веселье, в пирах мы жизнь должны провождати:
И так она недолга — на что коротати,
Крушиться над книгою и повреждать очи?
Не лучше ли с кубком дни прогулять и ночи?
95 Вино —дар божественный, много в нем провору:
Дружит людей, подает повод к разговору,
Веселит, все тяжкие мысли отымает,
Скудость знает облегчать, слабых ободряет,
Жестоких мягчит сердца, угрюмость отводит,
100 Любовник легче вином в цель свою доходит.
Когда по небу сохой бразды водить станут,
А с поверхности земли звезды уж проглянут,
Когда будут течь к ключам своим быстры реки
И возвратятся назад минувшие веки,
105 Когда в поcт чернец одну есть станет вязигу, —
Тогда, оставя стакан, примуся за книгу».
‎Медор тужит, что чресчур бумаги исходит
На письмо, на печать книг, а ему приходит,
Что не в чем уж завертеть завитые кудри;
110 Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры;
Пред Егором двух денег Виргилий не стоит;
Рексу — не Цицерону похвала достоит.
Вот часть речей, что на всяк день звенят мне в уши;
Вот для чего я, уме, немее быть клуши
115 Советую. Когда нет пользы, ободряет
К трудам хвала, — без того сердце унывает.
Сколько ж больше вместо хвал да хулы терпети!
Трудней то, неж пьянице вина не имети,
Нежли не славить попу святую неделю,
120 ‎Нежли купцу пиво пить не в три пуда хмелю.
Знаю, что можешь, уме, смело мне представить,
Что трудно злонравному добродетель славить,
Что щеголь, скупец, ханжа и таким подобны
Науку должны хулить, — да речи их злобны
125 Умным людям не устав, плюнуть на них можно;
Изряден, хвален твой суд; так бы то быть должно,
Да в наш век злобных слова умными владеют.
А к тому ж не только тех науки имеют
Недрузей, которых я, краткости радея,
130 Исчел иль, правду сказать, мог исчесть смелея.
Полно ль того? Райских врат ключари святые,
И им же Фемис вески вверила златые,
Мало любят, чуть не все, истинну украсу.
‎Епископом хочешь быть — уберися в рясу,
135 Сверх той тело с гордостью риза полосата
Пусть прикроет; повесь цепь на шею от злата,
Клобуком покрой главу, брюхо — бородою,
Клюку пышно повели — везти пред тобою;
В карете раздувшися, когда сердце с гневу
140 Трещит, всех благословлять нудь праву и леву.
Должен архипастырем всяк тя в сих познати
Знаках, благоговейно отцом называти.
Что в науке? что с нее пользы церкви будет?
Иной, пиша проповедь, выпись позабудет,
145 ‎От чего доходам вред; а в них церкви пра́ва
Лучшие основаны, и вся церкви слава.
‎Хочешь ли судьею стать — вздень перук с узлами,
Брани того, кто просит с пустыми руками,
Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,
150 Спи на стуле, когда дьяк выписку читает.
Если ж кто вспомнит тебе граждански уставы,
Иль естественный закон, иль народны нравы —
Плюнь ему в рожу, скажи, что врет околёсну,
Налагая на судей ту тягость несносну,
155 Что подьячим должно лезть на бумажны горы,
А судье довольно знать крепить приговоры.
‎К нам не дошло время то, в коем председала
Над всем мудрость и венцы одна разделяла,
Будучи способ одна к высшему восходу.
160 Златой век до нашего не дотянул роду;
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Науку невежество местом уж посело,
Под митрой гордится то, в шитом платье ходит,
Судит за красным сукном, смело полки водит.
165 Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Изо всех почти домов с ругательством сбита;
Знаться с нею не хотят, бегут ея дружбы,
Как, страдавши на море, корабельной службы.
Все кричат: «Никакой плод не видим с науки,
170 Ученых хоть голова полна — пусты руки».
‎Коли кто карты мешать, разных вин вкус знает,
Танцует, на дудочке песни три играет,
Смыслит искусно прибрать в своем платье цветы,
Тому уж и в самые молодые леты
175 Всякая высша степень — мзда уж невелика,
Семи мудрецов себя достойным мнит лика.
«Нет правды в людях, — кричит безмозглый церковник, —
Еще не епископ я, а знаю часовник,
Псалтырь и послания бегло честь умею,
180 В Златоусте не запнусь, хоть не разумею».
Воин ропщет, что своим полком не владеет,
Когда уж имя свое подписать умеет.
Писец тужит, за сукном что не сидит красным,
Смысля дело набело списать письмом ясным.
185 Обидно себе быть, мнит, в незнати старети,
Кому в роде семь бояр случилось имети
И две тысячи дворов за собой считает,
Хотя в прочем ни читать, ни писать не знает.
‎Таковы слыша слова и примеры видя,
190 Молчи, уме, не скучай, в незнатности сидя.
Бесстрашно того житье, хоть и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу молчалив таится;
Коли что дала ти знать мудрость всеблагая,
Весели тайно себя, в себе рассуждая
195 Пользу наук; не ищи, изъясняя тую,
Вместо похвал, что ты ждешь, достать хулу злую.
свернуть

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 21:26

№57
Выбранные места из переписки с друзьями
Николай Гоголь
ISBN:5-7030-0553-1
Год издания:1993
Издательство:Патриот
Язык:Русский

В этом его весьма жестоко уличил писатель Гоголь, когда всенародно покаялся в горестных ошибках своих.
***
(Писатель надеялся, что эти письма снимут с его души) «хотя часть суровой ответственности за бесполезность прежде написанного»
«В сочинениях моих гораздо больше того, что нужно осудить, нежели того, что заслуживает хвалу».
Н.В.Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями"

LaraAwgust 15 сентября 2023 г., 21:34

№58
Нищета (комплект из 2 книг)
Луиза Мишель, Жан Гетрэ
Год издания:1960
Издательство:Государственное издательство художественной литературы
Язык:Русский

...если б нас, мужчин, не смутили неправильные умствования о Марфе Борецкой да о царицах Елизавете и Екатерине Второй. Именно на сих примерах построено опасное предубеждение о женском равноправии, и получилось, что Европа имеет всего одну Луизу Мишель, а у нас таких Луизок - тысячи.
***
картинка LaraAwgust
Луиза Мишель (1830 — 1905) — французская революционерка, учительница, писательница, поэтесса. Основала и возглавляла либертатную школу. Сражалась в рядах защитников Парижской коммуны; была сослана версальским правительством в Новую Каледонию. После амнистии в 1880 г. возобновила свою революционную пропаганду, за что предавалась суду в 1883, а затем в 1886 г. Вместе с Жорж Санд являлась одной из немногих женщин XIX века, носивших мужскую одежду из-за своих феминистских взглядов.
-
Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница) — одна из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III. Выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477—1478 годов, была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена

LaraAwgust 16 сентября 2023 г., 09:17

№59
Открытки издательств "Рассвет" и "Творчество". История. Издатель. Каталог (сборник)
Марк Рац, Михаил Забочень, Л. Ишунина, П. Цуканов
ISBN:5-94921-013-1
Год издания:2004
Издательство:Сад искусств
Серия:Русская открытка
Язык:Русский

Спивак в белом капоте, с ребенком на руках, была похожа на Мадонну с картины сентиментального художника Боденгаузена, репродукции с этой модной картины торчали в окнах всех писчебумажных магазинов города.
***
картинка LaraAwgust
Куно фон-Боденгаузен (Baron Cuno von Bodenhausen; 1852-1931) – немецкий художник

LaraAwgust 16 сентября 2023 г., 11:28

№60
Российское экономическое чудо. Лекции о народном и государственном хозяйстве Российской империи
Сергей Витте
ISBN:978-5-699-95642-5
Год издания:2019
Издательство:Эксмо ООО

- Ты видела библию Витте "Производительные силы России"? Хвастливая книжища
***
Речь идет о книге, изданной министерством финансов, которое возглавлял Витте.
" Министерство финансов. Высочайше учрежденная Комиссия по заведыванию устройством Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Производительные силы России : краткая характеристика различных отраслей труда - соответственно классификации выставки "
Составлено под общей редакцией директора Департамента торговли и мануфактур В. И. Ковалевского.

картинка LaraAwgust

LaraAwgust 16 сентября 2023 г., 18:51

1 2 3 ...