100 главных русских книг XXI века {ПОЛКА 2020} — 100 книг
100 главных русских книг XXI века {ПОЛКА 2020}
С 2000 года прошло уже 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. Более ста экспертов приняли участие в составлении списка: в него вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.
Год издания: 2019
Серия: Самое время!
Первая и единственная художественная книга филолога-чеховеда Александра Чудакова — беллетризированные мемуары автора о детстве в Северном Казахстане, где его родители оказались, в виде исключения, по собственной воле: семья поповского и дворянского происхождения мудро решила не ждать репрессий и в традиционных местах ссылки выбрала для себя единственный плодородный пятачок, чтобы жить там натуральным хозяйством. Курортный город Чебачинск (настоящее название — Щучинск) в 40–50-е годы Чудаков описывает как Ноев ковчег политических ссыльных, десятилетиями поступавших туда волна за волной: «Такого количества интеллигенции на единицу площади Антону потом не приходилось видеть нигде». Мальчик с феноменальной памятью, с детства тянущийся к слову, растёт в своеобразном заповеднике интеллектуальной свободы и тяжкого, но благодарного труда, описанного как увлекательная робинзонада: семья возделывает огород, косит сено, варит мыло и мездрит кожи, не прерывая исторической рефлексии. «Роман-идиллия», по определению автора, в 2011 году, уже после смерти Чудакова, получил «Русский Букер десятилетия». — В. Б.
Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32
Год издания: 2017
Серия: Классное чтение
Третий роман уральского поэта Алексея Сальникова — главный прозаический хит конца 2010-х. Сальников открывает потайное дно серой повседневной жизни: все герои, и в первую очередь некрепкая семья Петровых (он — автослесарь, она — библиотекарша, сын — школьник), не те, кем кажутся, у всех есть свои страшные тайны, которые, впрочем, могут оказаться плодом гриппозных галлюцинаций. Критик Николай Александров даже предположил, что никого, кроме галлюцинирующего Петрова, в романе вообще нет. Повествование сначала кажется тяжёлым и несвязным, но чем дальше, тем яснее, что ничего в этом романе не происходит просто так, все его мотивы и детали надёжно связаны друг с дружкой: от их умелого соединения в финале романа можно почувствовать лёгкое головокружение — собственно, как при гриппе. После нескольких восторженных рецензий к роману пришёл настоящий успех: о «Петровых» писали везде, по ним снял фильм Кирилл Серебренников; волна этого успеха затронула и другие книги Сальникова — прозаические и поэтические. — Л. О.
Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32
Год издания: 2020
Серия: Иллюстрированный бестселлер
«Лавр» — главный роман Евгения Водолазкина, доктора филологических наук и специалиста по древнерусской литературе. Мир средневековой Руси Водолазкину близок и знаком, так что неисторический сюжет вплетается туда с лёгкостью. Целитель и травник Арсений не может спасти свою невенчанную жену Устину, умирающую при родах. Стремясь искупить грех, он становится странствующим врачевателем, юродивым и паломником в Иерусалим, монахом и почти святым. Чем дальше, тем более архетипично прорисован герой. Таковы законы жанра жития — перед читателем не портрет, но икона, не героя, но святого, не история, но формула. Пространство, скорее условное, чем реальное, вторит той же идее: «не увлекайся горизонтальным движением паче меры, но увлекайся движением вертикальным», а речевые анахронизмы («кошмар», «дылда» и «тет-а-тет» в речи древнерусских старцев) знаменуют переход от средневекового фэнтези к постмодернистскому роману. «Времени больше не будет», — говорит Иоанн Богослов. В «Лавре» совершается попытка не только выйти за пределы конкретной эпохи, но и упразднить концепты времени и пространства, показать, что люди существуют в вечности, вне всяких границ. Всё свершилось и давным-давно существовало. Так житие древнерусского монаха становится романом общечеловеческого и эсхатологического масштаба. — Е. П.
Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32
Год издания: 2017
Один из лучших поэтов и эссеистов России, Мария Степанова пишет книгу об истории своей семьи — и вместе с тем о мучающей нас жажде оживить семейное и историческое прошлое, о трагической невозможности восстановить это прошлое, о стратегиях работы с исторической памятью (и способах предъявить её средствами искусства). «Памяти памяти» — это рассуждение о том, почему в начале XXI века нам так важно стало узнать о прошлом; о том, как легко мы проваливаемся в это прошлое и пытаемся объяснить через него настоящее, о том, почему прошлое так крепко держит и не отпускает нас. Этот роман, или, по определению автора, «романс», объединяет в себе и актуальный сегодня автофикшн, и письма, в которых звучат голоса давно ушедших людей, и высокого полёта эссеистику, где мысль автора движется буквально «поверх барьеров», без скидок на российский интеллектуальный контекст. Работа памяти в этой книге — ещё и работа языка, который оказывается здесь в равной степени поэтически насыщенным — и этически заряженным. Его миссия — спасти от забвения людей, проживших жизнь вдали от яркого света Большой Истории, «затерявшихся в домашней тьме», не дать им кануть в забвении, сделать их хотя бы отчасти, хотя бы в этом тексте — бессмертными. Больше чем роман, больше чем эссе, больше чем исследование, «Памяти памяти» не только получило премию «Большая книга» — но оказалось поистине Большой книгой, во всех возможных смыслах, для русской литературы нового тысячелетия. — Ю. С.
Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32
Комментарии
Мое мнение, наверное, не популярно, но исходя из того, что я читала у Рубиной - это в канон не войдет. Все же, думаю, подбирались тексты важные по литературным или смысловым значениям, у Рубиной, лично я, не вижу ни того, не другого. Ее литература скорее утешительная, успокоительная, терапевтическая. Только через сто лет этого эффекта она уже не даст.
Я, собственно, за Рубины особенно не болею) да и из этого списка читала только Идиатуллина (понравился) и Сорокина (категорически не понравился, хоть темы и интересные).
И огорчилась, что не увидела в списке Поляринова — большое упущение, как мне кажется.
А вообще, большинство из этих ''культовых писателей'' на одно лицо: юзают безопасные темы — семья, война, душа, аллюзии на исторические события. Про современность почти ни у кого нет, редко кто отваживается писать про насущные проблемы экономики, политики, социльной сферы.
ро современность почти ни у кого нет, редко кто отваживается писать про насущные проблемы экономики, политики, социльной сферы.
Ну не скажи. А как же Букша? Евгения Некрасова? старобинец? Сенчин?
И это при том, что я только 25 книг из списка читала. И не знаю, что там в остальных)
Они — это лишь малая часть. И все равно стараются держаться в безопасных водах. В России, да и у нас в Беларуси, если хочешь печататься, то нужно держаться в определённых идеологических рамках. И если и высказываться, то тоже в рамках дозволенного.
Я не критикую современных авторов и не призываю всех их на баррикады, просто хочется какого-то взрыва в литературе. Вызова.
Солженицын в своё время написал Архипелаг и он до сих пор актуален: доносы, лжесвидетельства, взятки — все это до сих пор осталось в системе. У современных писателей нет такой силы духа, к сожалению...
Это и зарубежной литературы касается.
Если этих книг нет у меня в прочитанном, это не значит, что я с ними не знакома) Я работаю в книжном и по роду деятельности изучаю разную литературу)
При этом, я ничего не говорю про качество данных романов, а только про ''беззубость'' самих авторов и их нежелание выходить из зоны комфорта!
Ну, и про то, что на Полке редко появляется что-то стоящее)
Поляков великолепный писатель, еще со времён "ЧП районного масштаба", но... какую галиматью ежегодно не награждают литературными премиями там-сям, его даже в долгом листе нет. Видимо, вне (около)литературных тусовок обитает.
Изумительная книга - лучше доброй половины представленных - "Гумилёв сын Гумилёва" Сергея Белякова.
Тоже читала эту статью. На сколько эти авторы популярны в России? У нас в Беларуси из них активно читают Быкова, Водолазкина и Улицкую.
Интересно, почему Рубина не попала в этот список... Слишком попсовая?)