100 главных русских книг XXI века {ПОЛКА 2020} — 100 книг

Подборка книг
100 главных русских книг XXI века {ПОЛКА 2020}

С 2000 года прошло уже 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. Более ста экспертов приняли участие в составлении списка: в него вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.

ВАРВАРА БАБИЦКАЯ, ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, ИГОРЬ КИРИЕНКОВ, СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕНКО, ЛЕВ ОБОРИН, ЕЛИЗАВЕТА ПОДКОЛЗИНА, ЮРИЙ САПРЫКИН

138 10 комментариев 224удалить из избранного
№97

Первая и единственная художественная книга филолога-чеховеда Александра Чудакова — беллетризированные мемуары автора о детстве в Северном Казахстане, где его родители оказались, в виде исключения, по собственной воле: семья поповского и дворянского происхождения мудро решила не ждать репрессий и в традиционных местах ссылки выбрала для себя единственный плодородный пятачок, чтобы жить там натуральным хозяйством. Курортный город Чебачинск (настоящее название — Щучинск) в 40–50-е годы Чудаков описывает как Ноев ковчег политических ссыльных, десятилетиями поступавших туда волна за волной: «Такого количества интеллигенции на единицу площади Антону потом не приходилось видеть нигде». Мальчик с феноменальной памятью, с детства тянущийся к слову, растёт в своеобразном заповеднике интеллектуальной свободы и тяжкого, но благодарного труда, описанного как увлекательная робинзонада: семья возделывает огород, косит сено, варит мыло и мездрит кожи, не прерывая исторической рефлексии. «Роман-идиллия», по определению автора, в 2011 году, уже после смерти Чудакова, получил «Русский Букер десятилетия». — В. Б.

Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32

№98

Третий роман уральского поэта Алексея Сальникова — главный прозаический хит конца 2010-х. Сальников открывает потайное дно серой повседневной жизни: все герои, и в первую очередь некрепкая семья Петровых (он — автослесарь, она — библиотекарша, сын — школьник), не те, кем кажутся, у всех есть свои страшные тайны, которые, впрочем, могут оказаться плодом гриппозных галлюцинаций. Критик Николай Александров даже предположил, что никого, кроме галлюцинирующего Петрова, в романе вообще нет. Повествование сначала кажется тяжёлым и несвязным, но чем дальше, тем яснее, что ничего в этом романе не происходит просто так, все его мотивы и детали надёжно связаны друг с дружкой: от их умелого соединения в финале романа можно почувствовать лёгкое головокружение — собственно, как при гриппе. После нескольких восторженных рецензий к роману пришёл настоящий успех: о «Петровых» писали везде, по ним снял фильм Кирилл Серебренников; волна этого успеха затронула и другие книги Сальникова — прозаические и поэтические. — Л. О.

Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32

№99
4.22 

Год издания: 2020

Серия: Иллюстрированный бестселлер

«Лавр» — главный роман Евгения Водолазкина, доктора филологических наук и специалиста по древнерусской литературе. Мир средневековой Руси Водолазкину близок и знаком, так что неисторический сюжет вплетается туда с лёгкостью. Целитель и травник Арсений не может спасти свою невенчанную жену Устину, умирающую при родах. Стремясь искупить грех, он становится странствующим врачевателем, юродивым и паломником в Иерусалим, монахом и почти святым. Чем дальше, тем более архетипично прорисован герой. Таковы законы жанра жития — перед читателем не портрет, но икона, не героя, но святого, не история, но формула. Пространство, скорее условное, чем реальное, вторит той же идее: «не увлекайся горизонтальным движением паче меры, но увлекайся движением вертикальным», а речевые анахронизмы («кошмар», «дылда» и «тет-а-тет» в речи древнерусских старцев) знаменуют переход от средневекового фэнтези к постмодернистскому роману. «Времени больше не будет», — говорит Иоанн Богослов. В «Лавре» совершается попытка не только выйти за пределы конкретной эпохи, но и упразднить концепты времени и пространства, показать, что люди существуют в вечности, вне всяких границ. Всё свершилось и давным-давно существовало. Так житие древнерусского монаха становится романом общечеловеческого и эсхатологического масштаба. — Е. П.

Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32

№100

Один из лучших поэтов и эссеистов России, Мария Степанова пишет книгу об истории своей семьи — и вместе с тем о мучающей нас жажде оживить семейное и историческое прошлое, о трагической невозможности восстановить это прошлое, о стратегиях работы с исторической памятью (и способах предъявить её средствами искусства). «Памяти памяти» — это рассуждение о том, почему в начале XXI века нам так важно стало узнать о прошлом; о том, как легко мы проваливаемся в это прошлое и пытаемся объяснить через него настоящее, о том, почему прошлое так крепко держит и не отпускает нас. Этот роман, или, по определению автора, «романс», объединяет в себе и актуальный сегодня автофикшн, и письма, в которых звучат голоса давно ушедших людей, и высокого полёта эссеистику, где мысль автора движется буквально «поверх барьеров», без скидок на российский интеллектуальный контекст. Работа памяти в этой книге — ещё и работа языка, который оказывается здесь в равной степени поэтически насыщенным — и этически заряженным. Его миссия — спасти от забвения людей, проживших жизнь вдали от яркого света Большой Истории, «затерявшихся в домашней тьме», не дать им кануть в забвении, сделать их хотя бы отчасти, хотя бы в этом тексте — бессмертными. Больше чем роман, больше чем эссе, больше чем исследование, «Памяти памяти» не только получило премию «Большая книга» — но оказалось поистине Большой книгой, во всех возможных смыслах, для русской литературы нового тысячелетия. — Ю. С.

Kseniya_Ustinova 29 декабря 2020 г., 08:32

Комментарии

Тоже читала эту статью. На сколько эти авторы популярны в России? У нас в Беларуси из них активно читают Быкова, Водолазкина и Улицкую.

Интересно, почему Рубина не попала в этот список... Слишком попсовая?)

+3 03.01.21

Мое мнение, наверное, не популярно, но исходя из того, что я читала у Рубиной - это в канон не войдет. Все же, думаю, подбирались тексты важные по литературным или смысловым значениям, у Рубиной, лично я, не вижу ни того, не другого. Ее литература скорее утешительная, успокоительная, терапевтическая. Только через сто лет этого эффекта она уже не даст.

+2 04.01.21

Ну и важные книги не должны быть популярными, они должны быть значимыми, грубо говоря, при чтении которых прокачивается скил эмпатии, насмотренности, текстуальности и прочее =З

+2 04.01.21

Я, собственно, за Рубины особенно не болею) да и из этого списка читала только Идиатуллина (понравился) и Сорокина (категорически не понравился, хоть темы и интересные).
И огорчилась, что не увидела в списке Поляринова — большое упущение, как мне кажется.

А вообще, большинство из этих ''культовых писателей'' на одно лицо: юзают безопасные темы — семья, война, душа, аллюзии на исторические события. Про современность почти ни у кого нет, редко кто отваживается писать про насущные проблемы экономики, политики, социльной сферы.

+3 04.01.21
ро современность почти ни у кого нет, редко кто отваживается писать про насущные проблемы экономики, политики, социльной сферы.


Ну не скажи. А как же Букша? Евгения Некрасова? старобинец? Сенчин?
И это при том, что я только 25 книг из списка читала. И не знаю, что там в остальных)

+1 04.01.21

Они — это лишь малая часть. И все равно стараются держаться в безопасных водах. В России, да и у нас в Беларуси, если хочешь печататься, то нужно держаться в определённых идеологических рамках. И если и высказываться, то тоже в рамках дозволенного.
Я не критикую современных авторов и не призываю всех их на баррикады, просто хочется какого-то взрыва в литературе. Вызова.

Солженицын в своё время написал Архипелаг и он до сих пор актуален: доносы, лжесвидетельства, взятки — все это до сих пор осталось в системе. У современных писателей нет такой силы духа, к сожалению...
Это и зарубежной литературы касается.

0 04.01.21

Но вы не читали книги,Ина которые я указала. Там все что вы перечисляете.
Ещё для меня взрыв Средняя Эдда, но её нет в подборке

То что вы не читаете подобных книг не значит что их нет.

+2 04.01.21

Если этих книг нет у меня в прочитанном, это не значит, что я с ними не знакома) Я работаю в книжном и по роду деятельности изучаю разную литературу)
При этом, я ничего не говорю про качество данных романов, а только про ''беззубость'' самих авторов и их нежелание выходить из зоны комфорта!
Ну, и про то, что на Полке редко появляется что-то стоящее)

-6 04.01.21

Думаю, что еще трое авторов не были бы лишними - Алексей Моторов с книгой "Юные годы медбрата Паровозова", Елена Минкина-Тайчер с книгой "Эффект Ребиндера" и Юрий Поляков "Любовь в эпоху перемен".

+4 21.01.21

Поляков великолепный писатель, еще со времён "ЧП районного масштаба", но... какую галиматью ежегодно не награждают литературными премиями там-сям, его даже в долгом листе нет. Видимо, вне (около)литературных тусовок обитает.
Изумительная книга - лучше доброй половины представленных - "Гумилёв сын Гумилёва" Сергея Белякова.

+1 21.01.21