Совместное чтение. Обсуждение книг (возможны спойлеры!) — 83 книги

В этой подбоке будут проходить обсуждения книг, выбранных в "Совместном чтении". (ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ)
Каждое новое обсуждение книги будет находиться в корневом сообщении. Разговор уже вспыхнул, говорят о новой книге. Барс… Развернуть 

Категория: игровые подборки

Пригласить помощника

На полке нет книг

Ветка комментариев


Эту пьесу я не прочитала. Хоть Ибсен мне и очень по душе, мне тяжело было читать столько пьес подряд, может быть попозже ее прочитаю.


Гедда - это такая вариация Норы. Еще одна женщина, которая получила от брака не того, чего ожидала. Ей хочется разнообразной, интересной жизни, а ей намекают, что пора бы родить да угомониться и радоваться жизни замужем за занудой. Скука, скука, одна скука окружает Гедду, еще одну "нестандартную" для своего века женщину, желающую быть более чем женой и матерью. Выбор, сделанный ею, единственно верный. Гедда вовсе не идеальна, она не может разобраться в себе, ее кидает из стороны в сторону, и она доводит человека до ужасного поступка. Но сам образ Гедды очень интересен и много чего поднимает по части "женского вопроса". Ну кроме банального, что она зажралась от скуки и безделья и ей надо идти доить коров, чтобы все мелочи жизни отошли на задний план.


Я, наверно, единственная буду, прочитавшая эту пьесу?
В мои хотелки она попала благодаря "Театру" Моэма, видимо главная героиня там играла Гедду, не помню.
Сама пьеса снова рассказывает о женщине, о её отношениях с мужем и окружающими. ГГ по мне - показалась странной. Вышла замуж без любви, стреляет из пистолетов - увлечение у неё такое, хочет жить богато, и, вроде, перспективы есть - муж её учёный, карьера которого в скором времени должна пойти в рост. Но тут вмешивается её прежнее увлечение - мужчина, упавший низко, поднятый из этого низа подругой Гедды. И вот они оба появляются в городе. Много всего накручено, но поступки Гедды очень странные... Больше всего мне был неприятен асессор - очередной поклонник Гедды.
В процессе чтения у меня было несколько версий как всё закончится, но ни одного попадания))


Я, наверно, единственная буду, прочитавшая эту пьесу?

В смысле? Ее почти все прочитали.


Да? Смотрю - молчат) в книге не смотрела кто отметился, каюсь)))


Ну так и обсуждать никто еще не пришел, так, только мы с Викой болтаем. Она же по поводу ГГ отписалась..


Ой, наверно я долго писала комментарий)) был только твой, что ты не читала)


В этой пьесе меня тоже бесила главная героиня) Хотя вроде как у Ибсена все женщины "положительные", но почему-то меня дико раздражают, в первую очередь, отсутствием логики в поступках. Эта Гедда - взбалмошная особа, которая от нечего делать решила разрушить жизнь когда -то влюбленного в нее человека. Собственно, почему от "нечего делать", я думаю - от ревности. Она ведь явно ревновала его к другой, поэтому и начала сбивать с пути. И револьвер ему подсунула. Ну это вообще полный капец, я так и не поняла, с какого перепугу он должен вдруг стреляться, по ее мнению? Из-за нее, что ли? Что она вышла замуж за другого? Из-за того, что посеял свою рукопись? Ох ну до чего ж у этой Гедды "романтишные" представления)) Мне вот было смешно читать про то, как она подбивала его на самоубийство. А с другой стороны, возмущала ее подлость, то, что она сожгла его рукопись. Это вообще ни в какие ворота не лезет. Поэтому оправдывать эту Гедду я не могу, а уж ее самоубийство вообще ни к селу, ни к городу. Интересно, у Ибсена всегда так - чуть что не так, сразу стреляться?) Сказала бы действительно, что он украл у нее этот револьвер, так нет - вздумала пойти на поводу у шантажиста и застрелилась. Нет слов просто.


Я, как обычно, рассматриваю произведение в контексте времени. Что мы имеем в начале пьесы? Гедда вышла замуж за редкостного зануду. Общество в лице мужа и тетушки - ожидает от гедды лишь одного, присматриваясь к ее пополневшему телу. Гедда же - темпераментная женщина с куда более широкими интересами, чем муж-зануда и дети. Ей хочется интересной, разнообразной, "живой" жизни. Недаром и увлечение у нее такое мужское (пистолеты). Но в то время для женщин ничего такого предусмотрено не было, это не сейчас, когда от кухни и детей можно отвлечься тысячей способов. Будь образцовой женой и матерью или же будь жертвенной соратницей по работе (как Теа). До сего момента вроде бы и не в чем обвинить Гедду, правильно?

Ну а дальше от всей этой безысходности она начинает действительно вытворять странные дела, играя судьбами других людей. Развлекала себя, как могла в сложившихся обстоятельствах, короче говоря. Жестоко и безоправдательно, на самом деле. Ни один из других людей не обязан расплачиваться за ее проблемы и несостоятельность как Человека. В этом ее трагедия. И оправдать ее невозможно, и чисто по-человечески понять ее безумное отчаяние можно.


До сего момента вроде бы и не в чем обвинить Гедду, правильно?

Не обвинить, но в создавшейся ситуации она сама виновата. Вышла замуж без любви за зануду мужа, спрашивается, зачем? Чем она вообще планировала заниматься, если ее не прельщало обзавестись детьми и заниматься домашним хозяйством? Зачем тогда вообще замуж выходила? Непонятно. Развлекалась бы и дальше стрельбой из револьверов. Это можно было и без замужества делать.


Но в то время для женщин ничего такого предусмотрено не было, это не сейчас, когда от кухни и детей можно отвлечься тысячей способов.


Вот меня, что еще удивляет - ну кто в данном случае Гедде мешал заниматься тем, чем она хотела? Да и чем вообще она хотела заниматься? У нее были какие-то способности, таланты? Нет, об этом, кроме стрельбы из пистолетов, вообще ничего не сказана. Она абсолютно ничем не была увлечена. И на что же ей сетовать? В то время (это ведь конец 19 - начало 20 века, так?) уже были и женщины писательницы, и художницы, актрисы на худой конец. Уже были женщины-врачи, даже математики (вспомним, Софью Ковалевскую))) Было бы большое желание, этого можно было бы добиться, конкретные примеры об этом говорят. В конце концов, можно было бы устроиться гувернанткой и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб, но все это, видимо, не для Гедды? Видимо, ей вообще лень чем-либо заниматься. Ну кроме стрельбы из револьверов. Ну да, признаю, в армию ее, пожалуй, тогда бы не взяли)) И здесь уже другая ситуация, нежели в "Кукольном доме". Ее муж вовсе не тиран, наоборот, подкаблучник, вряд ли он стал мешать ее увлечениям. Стрельбе же он не мешал)) Так что свалить все на мужа в данном случае не получится) У нее просто не было желания как-то себя реализовывать, чем-то заниматься. В данной ситуации, я считаю, она одна во всем виновата, виновата в том, что даже не пыталась себя "реализовать", и даже "нехорошее" общество здесь ни при чем.


Света, я согласна, что сама виновата, но по сути ведь абсолютно каждый из нас "сам виноват" в подавляющем большинстве своих проблем, особенно если ты еще и в голову много берешь и надумываешь себе что-то там, и мечты у тебя какие-то есть, не дай бог. Проще всего быть нетребовательным, немечтательным, приземленным и принимать все, что преподнесла судьба, таким, каким оно есть. Но мы ж не такие и книги не любим про таких людей читать, да ведь?)

В то время единицы из женщин понимали, чего они хотят, это были исключения из правил, которые либо выросли в семьях ученых (Ковалевская), либо были очень упорны в достижении своих целей (Склодовская-Кюри). А остальным-то никаких шансов для реализации не было. И потом, Гедде ведь хотелось не самореализации как личности, сколько разнообразной, насыщенной жизни. Ей бы в Париж, ну)

Ну а замуж вышла... и в наше время многие выходят, потому что надо и как так незамужем, это ж главная миссия женщины, а тогда-то вообще. Ну и кто ее мог вывести в свет или еще какую веселую жизнь обеспечить? Муж, конечно. А он за своим супер-пупер-трактатом засел)


книги не любим про таких людей читать, да ведь?)


Да, я люблю книги читать про людей, которые пытаются что-то делать. Пусть у них даже не получается, но они пытаются как-то изменить свою жизнь.

Ну и кто ее мог вывести в свет или еще какую веселую жизнь обеспечить? Муж, конечно.


Мужу как раз интересен супер-пупер-трактат, вот он им и занимался, и все правильно делал, я считаю. Каким бы он нудным не казался, но он, по крайней мере, занимался любимым делом. Но в свет вывести Гедду или куда-нибудь в театр, я думаю, мог бы. Я думаю, и вывел бы, если бы она попросила. Вот Париж вряд ли бы осилил, денежек, наверное, не хватило бы. Но на мужа все нечестно валить. Вон Нора подрабатывала сама как-то, и Гедда при желании могла бы. Может, и на Париж бы вместе заработали)) Но она же палец о палец не желала ударить, все для нее муж, видите ли, должен делать.


Но ведь он ей это обещал! Он обещал, что стопудово напишет работу, за которую ему дадут должность руководителя кафедры. Он сам признается:

Мы и женились-то в расчете на это... истратились... и у
тети Юлле заняли... Помилуйте! Ведь мне же почти наверно обещали это
назначение! А?


И он обещал ей приемы и светскую жизнь, вот их диалог:

Тесман. Да, знаешь, нельзя не сознаться, что очень фантастично было...
жениться и устраивать дом на одних надеждах.
Гедда. Пожалуй, ты прав.
Тесман. Ну, зато мы хоть обзавелись своим уголком, Гедда. Подумай... мы
оба так мечтали об этом доме. Почти бредили им... могу я сказать. А?
Гедда (устало приподнимаясь с кресла). Уговор был - жить открыто.
Принимать.
Тесман. Ах, господи! И я так радовался этому! Видеть тебя хозяйкой в
избранном кругу! Подумай! А? Да, да, что делать. Пока придется, значит,
пожить в уединении, вдвоем. Принимать у себя только тетю Юлле время от
времени... Эх! Тебе-то совсем, совсем иначе надо было бы зажить!
Гедда. Ливрейного лакея у меня, конечно, не будет на первых порах.
Тесман. Нет, увы! Держать лакея - об этом не может быть и речи.
Гедда. О собственной верховой лошади, должно быть...
Тесман (испуганно). О верховой лошади!..
Гедда, ...Теперь и думать нечего.
Тесман. Боже сохрани... само собой!
Гедда (идет в глубь комнаты). Ну... одно-то развлечение у меня все-таки
остается пока что...
Тесман (просияв). Слава богу! Какое же, Гедда? А?
Гедда (у двери в маленькую комнату, смотрит на него со скрытой
насмешкой). Мои пистолеты, Йорген.


Да, безусловно, можно справедливо заметить, что Гедда ленивая, корыстная, слишком требовательная и т.д., но муж ей обещал до свадьбы одно, а вышло другое. Она и вышла-то замуж из-за того, чтобы у нее была светская жизнь. Да, коварно и корыстно, ну а муж тоже ведь хорош: и будущей жене наобещал золотых гор (кто так вообще делает и длит шкуру неубитого медведя?), и у тетушки одолжился, а сам - ничто, пустое место. Даже название его мегаработы как бы намекает на "масштаб". Кустарные промыслы в средних веках. Грета просто попала в ловушку, вот и все. Брак оказался бракованным, а назад пути нет.


а сам - ничто, пустое место. Даже название его мегаработы как бы намекает на "масштаб". Кустарные промыслы в средних веках.


Не, ну ты больно сурова)) Нормальное название работы, по-моему. Я бы вот такую почитала) У нас в универе были более специализированные названия дипломов и диссертаций, и ничего, никто никого пустым местом из-за этого не считал) Почему он - пустое место? Пусть он звезд с неба не хватает, не великий ученый, конечно, но он увлечен своей научной деятельностью, ему это интересно. Он уж во всяком случае, мне кажется, больше развит в личностном плане, чем Гедда, хоть и не стреляет из пистолетов)

ну а муж тоже ведь хорош: и будущей жене наобещал золотых гор


Ну наобещал, так может, он надеялся, что все так и будет? Тем более он же наверняка влюблен был в нее, очень хотел жениться и т.д. Да до брака вообще все чего только не обещают будущим женам (мужьям))). А потом наступает суровая реальность)


Иногда приходится выбирать между кустарными промыслами и женой) Ему жену надо было такую, как Теа, жертвенную, соратницу и т.д., как жены Достоевского, Булгакова, Набокова. А он фифу взял, с три короба ей наобещал, знал, чего она достойна и тут такое. Сам виноват, она же его не обманывала изначально в своих желаниях (мол, будем жить в шалаше, дорогой, а потом с ножом к горлу).

По поводу названия работы ты не обижайся, я знаю, какие темы бывают в универах, но конкретно в пьесе, мне кажется, оно было преподнесено именно с издевкой. В сравнении с темой работы его соперника, хотя для реального научного мира, по-моему, как раз работы соперника названы как-то нереально, абстрактно и обтекаемо.

Почему он - пустое место?

Пустое место, как мужчина. Тюфяк, короче. У него же и работы не было, он только материал на нее насобирал, а кооогда еще работа эта вышла бы. Он как Ялмар из "Дикой утки", который в ожидании великого изобретения ленится работать. Ему в жены надо Нору или Гину из "Дикой утки", которая будет либо подрабатывать, либо ему в его работе помогать. Да, Гедда - не Нора, не Теа и не Гина, она другая, она жертвовать не будет, подстраиваться не будет. Не все могут быть жертвенными. Поэтому у нее такой трагический конец, ей проще умереть.


конкретно в пьесе, мне кажется, оно было преподнесено именно с издевкой.

Ну не знаю, а что тут такого "издевочного"?) По-моему, вполне нормальная тема для историка. Может, наоборот, автор хотел показать серьезность изысканий героя?)


Он уж во всяком случае, мне кажется, больше развит в личностном плане, чем Гедда


Свет, я не знаю, где тебе так показалось. Я скорее соглашусь с твоим мнением о Гедде (в частности я с ним и так согласна, просто мне ее жаль по-своему), чем о ее муже. Он абсолютно бесхребетный и ограниченный человек. Его это вечное "А?" - как оно меня бесило! Он совершенно не наблюдателен, не проницателен, весь в себе. Но ладно, если бы там, внутри его, был кладезь. За это можно все внешние недостатки простить. Но он и там пустой. Я могла бы восхититься его научной деятельностью - да ведь не было ее, он все только собирал и собирал материал в библиотеках, а сам ни словечка своего не написал, все только собирался и собирался. Есть такие люди, которые всю жизнь собираются сделать что-то великое, а на деле гора родила мышь, выходит)


Его это вечное "А?" - как оно меня бесило!

Ну да, меня это тоже раздражало)

Но ладно, если бы там, внутри его, был кладезь. За это можно все внешние недостатки простить. Но он и там пустой.

Да внутри-то нам его как-то и не показали. Все внимание было Гедде уделено)

Есть такие люди, которые всю жизнь собираются сделать что-то великое, а на деле гора родила мышь, выходит)

Ну так ведь он только "аспирант") Наверное, только университет закончил. Значит, еще молодой, у него практически все впереди, рано на нем еще крест ставить)


Да, вот нашла, в пьесе про него пишут "человек лет тридцати трех". Ну не такой уж он и старый))


Ну не такой уж он и старый))

Ого) Ну мое мнение иное, в этом возрасте уже стоит быть поопределенней и понадежней, чем сидеть у тетушки на шее, да еще и женушку с такими запросами тянуть.

да и Гедде-то надо было все и сразу, она не из тех, кто будет годами ограничивать себя в ожидании, когда муж напишет великую работу. Она явно не из тех супруг, кто восторженно вздыхает, мол, ах, мой муж такой талантливый, у него такой потенциал, ему бы еще немного вдохновения - и он непременно, непременно создаст шедевр, а пока что я с радостью поограничиваю себя во всех своих желаниях.

А то, что его конкурент (вроде явно не старший по возрасту) уже написал работу и претендует вместо него на завкафедрой - тоже как бы намекает, что он "пасет задних".


А то, что его конкурент (вроде явно не старший по возрасту) уже написал работу и претендует вместо него на завкафедрой - тоже как бы намекает, что он "пасет задних".

Ну, конкурент талантливый, он - нет. Так себе, середнячок. Но совсем-то уж дураку вряд ли бы стали предлагать место завкафедрой, я так думаю)


Вон Нора подрабатывала сама как-то, и Гедда при желании могла бы

Ну Гедда не из "таких", она ведь генеральская дочка, привыкла к определенному уровню все-таки. Ну и, опять же, у них был перед браком уговор на определенный уровень жизни. А вышло... это примерно как если жена наобещает будущему мужу кормить его каждый день изысканными блюдами, а после замужества заставит постоянно давиться консервами или там яичницей изо дня в день. Не, ну а что такое, он же ее любит, пусть подстраивается, пусть вместе с ней решает проблему, тоже за плиту становится, коли кушать хочет. Так что ли?


Я отмалчивалась по Гедде, потому что мне нечего было сказать. Я в этой пьесе никому не могла сопереживать, разве что тёте Юлле - но она вед в пьесе совсем необязательный персонаж, что ж о ней говорить.
Но, видя ваш разговор, решила подключиться:) Я с вами обоими согласна:)
Муж у Гедды никакой, правильно Вика говорит - он всю жизнь будет только материал собирать и никогда ничего не напишет. Гедде, при её запросах, нужно было продаться как можно подороже, но она промахнулась. Мне чуть-чуть странно, почему у неё не было другого выхода. Она ведь эффектная женщина и из хорошей семьи, неглупая и честолюбивая. Неужели не нашлось никакого миллионщика, чтобы составить ей достойную оправу? Ух, она бы развернулась! Ты не подумай, Света - она мне тоже не нравится и я отчасти принимаю все твои аргументы насчёт неё. Возможно, она могла бы что-то сделать, но, думаю, что она просто не видела точки приложения своих сил.
Но я не могу не оценить её финальный поступок. Она не дала собой манипулировать и не сделала того, к чему её подталкивали. А этот тряпка Левборг, как телок на верёвочке, пошёл туда, куда его толкала Гедда. Фу таким быть! Да, они оба это совершили. Но Левборг из-за бесхарактерности и потому что его к этому подвели бкувально, а Гедда - в знак протеста. Она проявила характер, а Левборг расписался в своей бесхарактерности. Подумаешь, рукопись пропала! Делов-то! Черновики остались, голова на плечах ведь была, он ведь ею не только ел, но и писал эту чёртову работу. При желании, можно было ещё раз написать. А он... ну что за размазня! Позволить Гедде так на себя надавить! Меня больше всего возмутила эта его бесхарактерность, а не Гедда со своим муженьком:)


Мне чуть-чуть странно, почему у неё не было другого выхода. Она ведь эффектная женщина и из хорошей семьи, неглупая и честолюбивая.

Мне показалось, что она - что-то типа бесприданницы Островского. Т.е. семья-то у нее хорошая, но, видать, папаша-генерал помер и денег особо не оставил, одни только пистолеты) И ей особо выбирать не приходилось, не было кучи женихов богатеньких. Взяла уж то, что попалось.

она просто не видела точки приложения своих сил

Вот-вот, ее энергии не нашлось адекватного русла, и тетку понесло. Но если б она просто расстроилась от семейных неудач и застрелилась - я бы ее больше поняла, а вот то, что она стала другими слабыми людьми манипулировать, это же ужас.


Конечно, она заигралась, мне тоже это было отвратительно. Но она нашла в себе силы всё разом прекратить. Потому что мне кажется, что если бы она чуть-чуть подумала, то и из этой ситуации могла бы выбраться с помощью какой-то интриги, не менее чудовищной.


Да я вообще не знаю, с чего она стала стреляться. Ведь в самом деле можно было сказать, что Левборг украл у нее этот пистолет, а не она его ему дала. Доказательств-то никаких не было. Возможно, на нее просто подействовала так смерть Левборга, что она решила застрелиться, а вовсе не из-за шантажа. Может, она его все еще любила.


Может, и любила. Но мне хочется думать, что она не вынесла этого давления на себя. А смерть Левборга просто до кучи была.


Я тоже поняла, что она застрелилась из-за этого Бракка.


А этот тряпка Левборг, как телок на верёвочке, пошёл туда, куда его толкала Гедда. Фу таким быть! Да, они оба это совершили. Но Левборг из-за бесхарактерности и потому что его к этому подвели бкувально

Постой, так разве Левборг застрелился? Это же был несчастный случай. Он ведь и не думал стреляться из-за рукописи. Я так поняла, он взял пистолет и пошел в бордель этот разбираться, где его рукопись, потому что думал, что там ее потерял. И в результате этих разборок пистолет нечаянно выстрелил. Самоубийства-то ведь не было.


Ну ни фига себе я нафантазировала:) Как так получилось? Но ведь Гедда-то именно с этой целью пистолет давала? Или я опять не то сморозила?


Давала с той целью, а вышло иначе, да. Она совсем уж тогда растроилась, что ее все такое несчастно-пошлое окружает и никаких красивостей типа выстрела в висок)