Комментарии к подборке Как читать

Коллективная подборка книг
Как читать

Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?» Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не…
Развернуть 

513 65 комментариев 788удалить из избранного

Ветка комментариев

Все комментарии

      Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.

      А то, хотите, я наводящие вопросы задам.
      К вопросу "Как читать?".
      Прокомментируйте, пожалуйста, воспоминание знаменитого французского кинорежиссера и писателя Ж.-К. Карьера из книги "Не надейтесь избавиться от книг":
      "Мой отец всю жизнь читал и перечитывал одну и ту же книгу, «Валентину» Жорж Санд. Когда его спрашивали, зачем он ее все время перечитывает [и не читает другие книги], он отвечал: «Она мне очень нравится, зачем мне читать другие?»

0 10.09.12
Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.



Нет проблем.

«Как читать?»



Азбука - в широком понимании слова - это своеобразный декодор сигнально-иконографической системы (чаще всего языковой. но мы же знаем с вами, к примеру, "Азбуку пешехода" для маленьких детей). Следовательно азбука помогает различать, опознавать и читать знаки, которые мы обнаруживаем. Изучение любого языка начинается с азбуки - без нее мы вообще не распознаем знаки (например, арабская вязь) и следовательно читать никак не можем.

Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли



Важно не только распознавать знаки, но и уметь понимать их, "читать" (во всех смыслах). Азбука по средствам визуально-аудиального воздействия связывает знак-обозначение-смысл, и ребенок, видя значки, произнося их вслух и видя рядом картинку, осознает и получает опыт (смысл), что "со-ба-ка" или "ма-ши-на"- это не абракадарбра, а явление (многопланового восприятия).
Не беря, языковые конструкты, а обращаясь к уже показанной "Азбуки пешехода", мы можем увидеть, что умение понимать смысл значка "шагающий человечек" тоже необходимо - связывание значка со смыслом "пешеходного перехода". И здесь тоже помогает своеобразная азбука, как самый простой и доступный с эмпирический и технологической стороны способ объяснения.

Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения



Это уже выезжает из выше написанного: Азбука - лучший способ объяснения и связывания знак-обозначаемое-смысл. Накопление смысла - это накопление опыта. Чем больше опыта, тем легче "считываются" значки и меньше времени проходит на их "расшифровывание". Переведя это на язык обычной азбуки: чем лучше дети знают буквы и слога, тем быстрее они их складывают их в слова, слова в предложения и т.д. А главное, как уже написано было выше - понимая их смысл. В итоге, и повышается техника чтения.

Не совсем понимаю насчет комментирования слов режиссера, но подумаю над этим.
Надеюсь, я по мере своих способностей изложил примерные краткие тезисы.

+2 11.09.12

1. Как читать?
– Учить азбуку в широком понимании слова – как знаковую систему.

2. Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли?
– (Накапливать смыслы)=(опыт)=(читательский опыт)=(читать, читать и читать).

3. Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
– их читать бессмысленно. Техника чтения повысится сама в итоге накопления читательского опыта.

Надеюсь, что я по мере своих способностей правильно прочитал ваш текст.
Если – да, то – да, это тоже методика совершенствования техники чтения не менее и не более бесспорная, чем другие.

Об отце режиссера. Ведь он тоже фактически давал свой ответ на вопрос «Как читать?» - Выбрать хорошую книгу и читать только ее всю жизнь.
Был ли он очень глупым или слишком умным, экстремально сузив круг чтения?

0 11.09.12

С первым согласен.
Со вторым - скорее знак (знание) -> значение (умение) -> смысл (навык, опыт).
третье - вытекает из двух других: осваивать новые азбуки и совершенствовать навык.

Без базовых ориентиров ничего совершенствовать не получится. И очень мало сфер познания, где бы можно было миновать азбуку (в широком ее понимании), как наиболее эффективный механизм освоения навыка.

А как понять, что именно это книга хороша? Читать всю жизнь книгу можно только тогда, когда в ней содержится сакральное знание для человека.

0 11.09.12

      К вопросу о том, как выбрать одну-единственную книгу - лучшую лично для вас, сакральную.
      1. Известно, что (раньше) для многих такой единственной книгой было Святое писание.
      2. Например, Курт Воннегут в "Бойне номер пять" сказал, что "Абсолютно все, что надо знать о жизни,есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского."
      3. Один мой друг уже много лет читает и перечитывает одну и ту же книгу - "12 стульев. Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Больше ничего читать не хочет. Он уже выбрал лучшую книгу.
      4. Для того, чтобы дать общий совет по выбору лучшей книги, мне пришлось вспомнить старую задачу, скачать и перечитать брошюрку .
      Итак. Для начала нужно оценить, сколько книг вы сможете прочитать за свою жизнь. Предположим N.
      Теперь разделим это число на е - основание натуральных логарифмов (примерно 2,7).
      А дальше придерживаемся стратегии: читаем N/е книг, но после этого продолжаем читать дальше до тех пор, пока не встретим книгу, которая окажется лучше (сакральнее) всех предыдущих. Всё! Дальше читаем только ее - единственную. Эта книга может оказаться не лучшей, но данная стратегия позволяет в наибольшей вероятностью найти наилучшую книгу с наименьшими затратами :)
      Объяснение оптимальности этой стратегии - в указанной брошюре. Я только модифицировал задачу (в частности, предложил оценить верхнюю границу количества книг, которые читатель может прочитать за свою жизнь). В задаче, естественно, условия строгие, но идеальные. В жизни все сложнее, но в качестве первого приближения эта стратегия может неплохо сработать. Тем более при отсутствии других стратегий :)

0 11.09.12

Как все,однако, сложно)
Да и вопрос - а надо ли?)))
У меня лучшие книги меняются по периодам жизни, но не резко, а плавно перетекая друг в друга. Сначала были "Мы все из Бюллербю" Астрид Линдренг - читал 10 лет подряд по несколько раз в год, потом ближе к 20 годам это все плавно перетекло в серию о Миму-троллях Туве Янссон и пока продолжается (да-да, я пока еще очень маленький), что будет дальше - посмотрим.
А вообще, Религиозные книги и сказки являются очень часто сакральными книгами, так как имеют в своей основе переход от обыденного мира к сакральному, метафизическому. И они "приоткрывают двери" в него, показывая способы перехода.:)

0 11.09.12

      ОК.
      Отказ от океана книг в пользу единственной книги, даже сакральной, конечно же, похож на маргинальность.
      Сам-то я за бесконечный поиск лучшей книги. Причем верю в то, что даже если таковая найдется, то нельзя поручиться, что на следующий день не появится превосходящая ее книга.

0 11.09.12