Как читать — 91 книга

Коллективная подборка книг
Как читать

Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?»

Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.
Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения: о скорочтении или неторопливом вдумчивом чтении. А может быть нужно учиться рациональному чтению?
Как выбирать книги для чтения? Рекомендуемые списки или хаотичный интуитивный выбор – что советуют авторы книг?
Как и какие книги читали великие, знаменитые и просто известные люди?

Добавляйте в подборку любые книги, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Вероятно, большинство книг в подборке будут методическими, но добавление художественных книг также приветствуется, если они (или их фрагменты) касаются нашей темы и отвечают на поставленный вопрос.

Давайте в комментариях (к подборке и к конкретным книгам) обсудим предлагаемые способы чтения – покритикуем или выразим одобрение и восхищение.

522 65 комментариев 815удалить из избранного

Комментарии

You've got to read this book! не нашла на ЛЛ

+4 09.09.12

Добавил книгу на сайт и в подборку.
Судя по названию - она точно в тему.
Спасибо!

+1 09.09.12

Спасибо за подборку! Добавляю в избранное - она мне пригодится.
По теме вспомнилась замечательная книга Л.И.Беленькой "Типология читателя - ребенка". Или еще "Дети - читатели художественной литературы" но их нет на сайте.
А Кальвино "Если однажды зимней ночью путник" подойдет?

+1 09.09.12

Спасибо!
"Типологию" и "Дети..." пока не нашел.
К своему стыду пока не читал Кальвино, поэтому вам виднее - подходит ли он в подборку. Если считаете, что подходит, то добавляйте (хорошо бы в комментарии к книге коротко или подробно написать, какой аспект процесса чтения затронут в книге или ее эпизоде).

0 09.09.12

Почитал рецензии на роман Кальвино.
Да! Конечно он подходит для этой подборки - в самое яблочко.
Спасибо большое!
Роман добавил в себе хотелки.

0 09.09.12

Добавила и написала про Кальвино.))
А вот Беленькую жаль, надо бы добавить. Она крутой специалист в области детского чтения!

+1 09.09.12

Раз надо бы, то - добавил :)

0 09.09.12

Как полюбить чтение?
Лично я до класса 9 читал из-под палки. Позже читать я стал, вдохновившись одним человеком. У него была блестящая речь, умные мысли и он очень много знал. И тут я понял, если хочешь быть умным и добиться многого, то необходимо читать. Сейчас мне 17, чтение приносит не только пользу, но и удовольствие.
И Livelib в этом вопросе тоже очень помог!

+12 09.09.12

Никогда не понимала, зачем читать книги про то, как читать.

+10 09.09.12

Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает.

            (Герман Гессе «Магия книги»)

+7 13.09.12

пожалуй самая главная книга.

+3 09.09.12

Я уже два дня раздумываю, добавлять ли ее.
Если считаете, что нужно, то добавляйте.

0 09.09.12

Мне кажется, "научить читать" - как "научить дышать", то есть должно само собой получаться, если мы не имеем дело с рыбой.

+3 09.09.12

      Хорошо сказано :)
      Но...
      Давайте представим, что мы говорим не о пользователях сайта ЛЛ - здесь-то все читают (дышат), значит каждый уже имеет собственный ответ на вопрос "Как читать?"
      Есть и другие, у которых "само собой" не получается. Более того, они уверены, что они в чтении бездарны, что все эти "толстые" книжки написаны не для них. Таковы, например, герои романа Пеннака "Как роман" (дети или не дети - тинэйджеры). Они не верят, что они могут читать книги. Уверены, что в этих книгах для них не может быть интересного. Они умеют читать слова. Могут прочитать краткое содержание или списать у приятеля сочинение, чтобы получить положительную отметку. Как убедить этих "головастиков, привыкших обходиться без воздуха, что они тоже могут дышать"? Они смогут, смогут читать, но для этого они должны ступить и почувствовать себя уверенно на твердой почве чтения замечательнейших книг. Как это сделать? (Роман Пеннака примерно об этом)

0 09.09.12

Даже на ЛЛ далеко не все умеют читать. Для многих книга, это как кино, только в голове. И если человек не видит в тексте магию - сложно ему объяснить, что это такое. Я вот не умею плавать - как ни учился - не получается. А кто-то читать не умеет - никто не совершенен)

-2 10.09.12
«Как читать?»

Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.

Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения


Так Азбука же!!!

+4 09.09.12

Энциклопедия книгочея. Книга. Читатель. Чтение , кто-нибудь может дать ссылку на скачивание? Нашел только интернет-магазины и файлообменники с смс.

0 09.09.12

      Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.

      А то, хотите, я наводящие вопросы задам.
      К вопросу "Как читать?".
      Прокомментируйте, пожалуйста, воспоминание знаменитого французского кинорежиссера и писателя Ж.-К. Карьера из книги "Не надейтесь избавиться от книг":
      "Мой отец всю жизнь читал и перечитывал одну и ту же книгу, «Валентину» Жорж Санд. Когда его спрашивали, зачем он ее все время перечитывает [и не читает другие книги], он отвечал: «Она мне очень нравится, зачем мне читать другие?»

0 10.09.12
Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.



Нет проблем.

«Как читать?»



Азбука - в широком понимании слова - это своеобразный декодор сигнально-иконографической системы (чаще всего языковой. но мы же знаем с вами, к примеру, "Азбуку пешехода" для маленьких детей). Следовательно азбука помогает различать, опознавать и читать знаки, которые мы обнаруживаем. Изучение любого языка начинается с азбуки - без нее мы вообще не распознаем знаки (например, арабская вязь) и следовательно читать никак не можем.

Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли



Важно не только распознавать знаки, но и уметь понимать их, "читать" (во всех смыслах). Азбука по средствам визуально-аудиального воздействия связывает знак-обозначение-смысл, и ребенок, видя значки, произнося их вслух и видя рядом картинку, осознает и получает опыт (смысл), что "со-ба-ка" или "ма-ши-на"- это не абракадарбра, а явление (многопланового восприятия).
Не беря, языковые конструкты, а обращаясь к уже показанной "Азбуки пешехода", мы можем увидеть, что умение понимать смысл значка "шагающий человечек" тоже необходимо - связывание значка со смыслом "пешеходного перехода". И здесь тоже помогает своеобразная азбука, как самый простой и доступный с эмпирический и технологической стороны способ объяснения.

Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения



Это уже выезжает из выше написанного: Азбука - лучший способ объяснения и связывания знак-обозначаемое-смысл. Накопление смысла - это накопление опыта. Чем больше опыта, тем легче "считываются" значки и меньше времени проходит на их "расшифровывание". Переведя это на язык обычной азбуки: чем лучше дети знают буквы и слога, тем быстрее они их складывают их в слова, слова в предложения и т.д. А главное, как уже написано было выше - понимая их смысл. В итоге, и повышается техника чтения.

Не совсем понимаю насчет комментирования слов режиссера, но подумаю над этим.
Надеюсь, я по мере своих способностей изложил примерные краткие тезисы.

+2 11.09.12

1. Как читать?
– Учить азбуку в широком понимании слова – как знаковую систему.

2. Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли?
– (Накапливать смыслы)=(опыт)=(читательский опыт)=(читать, читать и читать).

3. Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
– их читать бессмысленно. Техника чтения повысится сама в итоге накопления читательского опыта.

Надеюсь, что я по мере своих способностей правильно прочитал ваш текст.
Если – да, то – да, это тоже методика совершенствования техники чтения не менее и не более бесспорная, чем другие.

Об отце режиссера. Ведь он тоже фактически давал свой ответ на вопрос «Как читать?» - Выбрать хорошую книгу и читать только ее всю жизнь.
Был ли он очень глупым или слишком умным, экстремально сузив круг чтения?

0 11.09.12

С первым согласен.
Со вторым - скорее знак (знание) -> значение (умение) -> смысл (навык, опыт).
третье - вытекает из двух других: осваивать новые азбуки и совершенствовать навык.

Без базовых ориентиров ничего совершенствовать не получится. И очень мало сфер познания, где бы можно было миновать азбуку (в широком ее понимании), как наиболее эффективный механизм освоения навыка.

А как понять, что именно это книга хороша? Читать всю жизнь книгу можно только тогда, когда в ней содержится сакральное знание для человека.

0 11.09.12

      К вопросу о том, как выбрать одну-единственную книгу - лучшую лично для вас, сакральную.
      1. Известно, что (раньше) для многих такой единственной книгой было Святое писание.
      2. Например, Курт Воннегут в "Бойне номер пять" сказал, что "Абсолютно все, что надо знать о жизни,есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского."
      3. Один мой друг уже много лет читает и перечитывает одну и ту же книгу - "12 стульев. Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Больше ничего читать не хочет. Он уже выбрал лучшую книгу.
      4. Для того, чтобы дать общий совет по выбору лучшей книги, мне пришлось вспомнить старую задачу, скачать и перечитать брошюрку .
      Итак. Для начала нужно оценить, сколько книг вы сможете прочитать за свою жизнь. Предположим N.
      Теперь разделим это число на е - основание натуральных логарифмов (примерно 2,7).
      А дальше придерживаемся стратегии: читаем N/е книг, но после этого продолжаем читать дальше до тех пор, пока не встретим книгу, которая окажется лучше (сакральнее) всех предыдущих. Всё! Дальше читаем только ее - единственную. Эта книга может оказаться не лучшей, но данная стратегия позволяет в наибольшей вероятностью найти наилучшую книгу с наименьшими затратами :)
      Объяснение оптимальности этой стратегии - в указанной брошюре. Я только модифицировал задачу (в частности, предложил оценить верхнюю границу количества книг, которые читатель может прочитать за свою жизнь). В задаче, естественно, условия строгие, но идеальные. В жизни все сложнее, но в качестве первого приближения эта стратегия может неплохо сработать. Тем более при отсутствии других стратегий :)

0 11.09.12

Как все,однако, сложно)
Да и вопрос - а надо ли?)))
У меня лучшие книги меняются по периодам жизни, но не резко, а плавно перетекая друг в друга. Сначала были "Мы все из Бюллербю" Астрид Линдренг - читал 10 лет подряд по несколько раз в год, потом ближе к 20 годам это все плавно перетекло в серию о Миму-троллях Туве Янссон и пока продолжается (да-да, я пока еще очень маленький), что будет дальше - посмотрим.
А вообще, Религиозные книги и сказки являются очень часто сакральными книгами, так как имеют в своей основе переход от обыденного мира к сакральному, метафизическому. И они "приоткрывают двери" в него, показывая способы перехода.:)

0 11.09.12

      ОК.
      Отказ от океана книг в пользу единственной книги, даже сакральной, конечно же, похож на маргинальность.
      Сам-то я за бесконечный поиск лучшей книги. Причем верю в то, что даже если таковая найдется, то нельзя поручиться, что на следующий день не появится превосходящая ее книга.

0 11.09.12

"как читать книги", "как дышать воздухом", "как пердеть из задницы"

-1 09.09.12

      Благодарю за исчерпывающее перечисление основных навыков, которыми, по вашему мнению, должен овладеть каждый считающий себя культурным пользователь LiveLib.
      Надеюсь, всё успешно освоено :)

+11 09.09.12

я не совсем понимаю, зачем добавлять редкое издание книги, в которой хорошо описана техника чтения? Марат Зиганов в 2004 и 2007 году переиздал более популистский и хороший вариант про скорочтение http://www.livelib.ru/book/1000089929
удивительно, что книги нет в этой подборке

0 10.09.12

Подборка - коллективная. Кто мешал вам добавить более популярную книгу.
Сейчас я ее добавил. Можете за нее проголосовать.
Если еще что-то по теме подборки найдете, то смело добавляйте книгу самостоятельно.

0 10.09.12

      Конечно, подборка это не Форум, но очень хотелось бы услышать (увидеть) мнения о методиках чтения. В частности, достаточно много плюсов в этой подборке получают книги по методам скорочтения, но пока никто не высказался об узкой применимости этих методов, о том, что безусловно полезные навыки скорочтения совершенно не подходят для чтения художественной литературы.
      Пример. Я лично знаю человека, который, услышав восторги по поводу "Цветов для Элджернона", скачал себе на телефон рассказ и прочитал его буквально за три минуты (это не образное выражение, это временной интервал). Я думал, что он просто так кнопки нажимает, но он сказал, что он прочитал рассказ и может его пересказать, что и сделал: "Жил дурак. Ему сделали операцию. Он стал гением. Но потом постепенно опять стал дураком. Ну, и что? Любое лечение дает только временное облегчение." Такой вывод он сделал из произведения. Причем стилистический прием Киза, примененный в этом рассказе, он тоже понял. И кто такой Элджернон, он теперь знает. Как можно убедить такого человека, что он НЕ прочитал рассказ?
      (Для тех, кто читал только и не читал рассказ, написанный Кизом до романа, хочу сказать, что по моему мнению, рассказ значительно эмоциональнее и поэтому гениальнее романа. Информационно рассказ и роман идентичны.)

0 11.09.12