Как читать
Почему бы нам, читателям, общими усилиями не собрать здесь книги, отвечающие на вопрос: «Как читать?»
Книги о том, как полюбить чтение.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли.
Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения: о скорочтении или неторопливом вдумчивом чтении. А может быть нужно учиться рациональному чтению?
Как выбирать книги для чтения? Рекомендуемые списки или хаотичный интуитивный выбор – что советуют авторы книг?
Как и какие книги читали великие, знаменитые и просто известные люди?
Добавляйте в подборку любые книги, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
Вероятно, большинство книг в подборке будут методическими, но добавление художественных книг также приветствуется, если они (или их фрагменты) касаются нашей темы и отвечают на поставленный вопрос.
Давайте в комментариях (к подборке и к конкретным книгам) обсудим предлагаемые способы чтения – покритикуем или выразим одобрение и восхищение.
Комментарии
Спасибо!
"Типологию" и "Дети..." пока не нашел.
К своему стыду пока не читал Кальвино, поэтому вам виднее - подходит ли он в подборку. Если считаете, что подходит, то добавляйте (хорошо бы в комментарии к книге коротко или подробно написать, какой аспект процесса чтения затронут в книге или ее эпизоде).
Как полюбить чтение?
Лично я до класса 9 читал из-под палки. Позже читать я стал, вдохновившись одним человеком. У него была блестящая речь, умные мысли и он очень много знал. И тут я понял, если хочешь быть умным и добиться многого, то необходимо читать. Сейчас мне 17, чтение приносит не только пользу, но и удовольствие.
И Livelib в этом вопросе тоже очень помог!
Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает.
(Герман Гессе «Магия книги»)
Хорошо сказано :)
Но...
Давайте представим, что мы говорим не о пользователях сайта ЛЛ - здесь-то все читают (дышат), значит каждый уже имеет собственный ответ на вопрос "Как читать?"
Есть и другие, у которых "само собой" не получается. Более того, они уверены, что они в чтении бездарны, что все эти "толстые" книжки написаны не для них. Таковы, например, герои романа Пеннака "Как роман" (дети или не дети - тинэйджеры). Они не верят, что они могут читать книги. Уверены, что в этих книгах для них не может быть интересного. Они умеют читать слова. Могут прочитать краткое содержание или списать у приятеля сочинение, чтобы получить положительную отметку. Как убедить этих "головастиков, привыкших обходиться без воздуха, что они тоже могут дышать"? Они смогут, смогут читать, но для этого они должны ступить и почувствовать себя уверенно на твердой почве чтения замечательнейших книг. Как это сделать? (Роман Пеннака примерно об этом)
Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.
А то, хотите, я наводящие вопросы задам.
К вопросу "Как читать?".
Прокомментируйте, пожалуйста, воспоминание знаменитого французского кинорежиссера и писателя Ж.-К. Карьера из книги "Не надейтесь избавиться от книг":
"Мой отец всю жизнь читал и перечитывал одну и ту же книгу, «Валентину» Жорж Санд. Когда его спрашивали, зачем он ее все время перечитывает [и не читает другие книги], он отвечал: «Она мне очень нравится, зачем мне читать другие?»
Если вас не затруднит, перечислите, пожалуйста, хотя бы тезисно, азбучные истины проливающие свет на поставленные вопросы.
Нет проблем.
«Как читать?»
Азбука - в широком понимании слова - это своеобразный декодор сигнально-иконографической системы (чаще всего языковой. но мы же знаем с вами, к примеру, "Азбуку пешехода" для маленьких детей). Следовательно азбука помогает различать, опознавать и читать знаки, которые мы обнаруживаем. Изучение любого языка начинается с азбуки - без нее мы вообще не распознаем знаки (например, арабская вязь) и следовательно читать никак не можем.
Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли
Важно не только распознавать знаки, но и уметь понимать их, "читать" (во всех смыслах). Азбука по средствам визуально-аудиального воздействия связывает знак-обозначение-смысл, и ребенок, видя значки, произнося их вслух и видя рядом картинку, осознает и получает опыт (смысл), что "со-ба-ка" или "ма-ши-на"- это не абракадарбра, а явление (многопланового восприятия).
Не беря, языковые конструкты, а обращаясь к уже показанной "Азбуки пешехода", мы можем увидеть, что умение понимать смысл значка "шагающий человечек" тоже необходимо - связывание значка со смыслом "пешеходного перехода". И здесь тоже помогает своеобразная азбука, как самый простой и доступный с эмпирический и технологической стороны способ объяснения.
Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
Это уже выезжает из выше написанного: Азбука - лучший способ объяснения и связывания знак-обозначаемое-смысл. Накопление смысла - это накопление опыта. Чем больше опыта, тем легче "считываются" значки и меньше времени проходит на их "расшифровывание". Переведя это на язык обычной азбуки: чем лучше дети знают буквы и слога, тем быстрее они их складывают их в слова, слова в предложения и т.д. А главное, как уже написано было выше - понимая их смысл. В итоге, и повышается техника чтения.
Не совсем понимаю насчет комментирования слов режиссера, но подумаю над этим.
Надеюсь, я по мере своих способностей изложил примерные краткие тезисы.
1. Как читать?
– Учить азбуку в широком понимании слова – как знаковую систему.
2. Как научиться читать, воспринимая не только слова, но и мысли?
– (Накапливать смыслы)=(опыт)=(читательский опыт)=(читать, читать и читать).
3. Книги, предлагающие совершенствовать технику чтения
– их читать бессмысленно. Техника чтения повысится сама в итоге накопления читательского опыта.
Надеюсь, что я по мере своих способностей правильно прочитал ваш текст.
Если – да, то – да, это тоже методика совершенствования техники чтения не менее и не более бесспорная, чем другие.
Об отце режиссера. Ведь он тоже фактически давал свой ответ на вопрос «Как читать?» - Выбрать хорошую книгу и читать только ее всю жизнь.
Был ли он очень глупым или слишком умным, экстремально сузив круг чтения?
С первым согласен.
Со вторым - скорее знак (знание) -> значение (умение) -> смысл (навык, опыт).
третье - вытекает из двух других: осваивать новые азбуки и совершенствовать навык.
Без базовых ориентиров ничего совершенствовать не получится. И очень мало сфер познания, где бы можно было миновать азбуку (в широком ее понимании), как наиболее эффективный механизм освоения навыка.
А как понять, что именно это книга хороша? Читать всю жизнь книгу можно только тогда, когда в ней содержится сакральное знание для человека.
К вопросу о том, как выбрать одну-единственную книгу - лучшую лично для вас, сакральную.
1. Известно, что (раньше) для многих такой единственной книгой было Святое писание.
2. Например, Курт Воннегут в "Бойне номер пять" сказал, что "Абсолютно все, что надо знать о жизни,есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского."
3. Один мой друг уже много лет читает и перечитывает одну и ту же книгу - "12 стульев. Золотой теленок" Ильфа и Петрова. Больше ничего читать не хочет. Он уже выбрал лучшую книгу.
4. Для того, чтобы дать общий совет по выбору лучшей книги, мне пришлось вспомнить старую задачу, скачать и перечитать брошюрку .
Итак. Для начала нужно оценить, сколько книг вы сможете прочитать за свою жизнь. Предположим N.
Теперь разделим это число на е - основание натуральных логарифмов (примерно 2,7).
А дальше придерживаемся стратегии: читаем N/е книг, но после этого продолжаем читать дальше до тех пор, пока не встретим книгу, которая окажется лучше (сакральнее) всех предыдущих. Всё! Дальше читаем только ее - единственную. Эта книга может оказаться не лучшей, но данная стратегия позволяет в наибольшей вероятностью найти наилучшую книгу с наименьшими затратами :)
Объяснение оптимальности этой стратегии - в указанной брошюре. Я только модифицировал задачу (в частности, предложил оценить верхнюю границу количества книг, которые читатель может прочитать за свою жизнь). В задаче, естественно, условия строгие, но идеальные. В жизни все сложнее, но в качестве первого приближения эта стратегия может неплохо сработать. Тем более при отсутствии других стратегий :)
Как все,однако, сложно)
Да и вопрос - а надо ли?)))
У меня лучшие книги меняются по периодам жизни, но не резко, а плавно перетекая друг в друга. Сначала были "Мы все из Бюллербю" Астрид Линдренг - читал 10 лет подряд по несколько раз в год, потом ближе к 20 годам это все плавно перетекло в серию о Миму-троллях Туве Янссон и пока продолжается (да-да, я пока еще очень маленький), что будет дальше - посмотрим.
А вообще, Религиозные книги и сказки являются очень часто сакральными книгами, так как имеют в своей основе переход от обыденного мира к сакральному, метафизическому. И они "приоткрывают двери" в него, показывая способы перехода.:)
Конечно, подборка это не Форум, но очень хотелось бы услышать (увидеть) мнения о методиках чтения. В частности, достаточно много плюсов в этой подборке получают книги по методам скорочтения, но пока никто не высказался об узкой применимости этих методов, о том, что безусловно полезные навыки скорочтения совершенно не подходят для чтения художественной литературы.
Пример. Я лично знаю человека, который, услышав восторги по поводу "Цветов для Элджернона", скачал себе на телефон рассказ и прочитал его буквально за три минуты (это не образное выражение, это временной интервал). Я думал, что он просто так кнопки нажимает, но он сказал, что он прочитал рассказ и может его пересказать, что и сделал: "Жил дурак. Ему сделали операцию. Он стал гением. Но потом постепенно опять стал дураком. Ну, и что? Любое лечение дает только временное облегчение." Такой вывод он сделал из произведения. Причем стилистический прием Киза, примененный в этом рассказе, он тоже понял. И кто такой Элджернон, он теперь знает. Как можно убедить такого человека, что он НЕ прочитал рассказ?
(Для тех, кто читал только и не читал рассказ, написанный Кизом до романа, хочу сказать, что по моему мнению, рассказ значительно эмоциональнее и поэтому гениальнее романа. Информационно рассказ и роман идентичны.)
You've got to read this book! не нашла на ЛЛ