Больше рецензий

16 августа 2018 г. 19:01

3K

4

Всё, что кончается, слишком коротко.
Августин

картинка Neron_

I) Книги I-IX.
Первые девять книг «Иповеди» - это, по сути, рассказ о жизни самого Августина, первая в европейской (и возможно мировой) литературе автобиография. Что можно сказать по этому поводу?

Прежде всего, осмысливая свою жизнь, Августин делает упор исключительно на свои внутренние духовные переживания и трансформации. Внешние события для него (переезд в Карфаген, визит в Италию, возвращение в Африку) лишь фон, который автор использует для хронологической фиксации этапов своих духовных поисков. Примечательно, например, как он вскользь и мимолетом вспоминает, что у него есть внебрачный сын, но зато очень детально описывает свое увлечение манихейством, прелесть стиля книг Цицерона и. т.п.
Тем самым автор между строк хочет показать приоритет внутренних духовных событий в процессе становления личности. С одной стороны с этим можно согласиться. Знакомство с Платоном или Хайдеггером для меня тоже значит больше чем, например, путешествие в Германию…но, тем не менее, настораживает какая-то полная индифферентность Августина к общественным событиям.

Важно понимать, что годы жизни Августина 354-430 гг. – это период больших социальных катаклизмов и, на мой взгляд, величайшей геополитической катастрофы в истории человечества – упадка Римской империи. Сам Августин умер в осажденном племенами вандалов городе (!). Ниже мысль одного известного философа по этому поводу.

«Поразительно, что мысли последних выдающихся в интеллектуальном отношении людей, подвизавшихся до наступления веков мрака, были заняты не спасением цивилизации, не изгнанием варваров, не исправлением злоупотреблений администрации, а проповедью достоинств девственности и проблемой проклятия некрещеных младенцев».

Здесь напрашиваются аналогии с Германией 20-30-х годов, национал-социализмом и пассивной позицией множества немецких интеллектуалов.

II) Книги X-XIII. C десятой книги в «Исповеди» рассматриваются философские и теологические вопросы.

1) Августин, был одним из первых в истории философии, кто всерьез поставил вопрос о том, что такое время. Предвосхищая И. Канта, Августин полагает, что время не есть нечто объективное, существующее вовне, а нечто, что существует лишь в духовом мире человека, который склонен разделять время на прошлое, настоящее и будущее. В строгом смысле этого слова прошлого и будущего нет, ибо первое уже прошло, а второе еще не наступило. Действительно только настоящее, но оно не имеет длительности, ибо проходит мгновенно. Но когда мы извлекаем образы прошлого из памяти, то они опять предстают в настоящем и когда мы воображаем образы будущего они присутствуют в настоящем. Поэтому Августин говорит, что «…неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу…».
Три модуса времени Августин связывает с психическими функциями человека «настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание».
В конце книги XI он все же признает не только неудовлетворительность своего ответа на этот вопрос, но и отсутствие правильного вопрошания о природе времени («А мы всё ставим каверзный ответ. И не находим нужного вопроса»). «Признаюсь Тебе, Господи, я до сих пор не знаю, что такое время… А может быть, я не знаю, каким образом рассказать о том, что я знаю? Горе мне! Я не знаю даже, чего я не знаю».

2) В вопросах теологии в Исповеди мне представляется самой важной проблема творения и личности Бога. Логическая проблема состоит в том, что идея творения мира несовместима с христианским представлением о Боге как о совершенном существе. Ведь если Бог совершенен, то он не может изменятся, то есть становится более или менее совершенным, более или менее добрым. Тем не менее, в Библии рассказывается о моменте творение мира и его гибели. Это означает, что Бог однажды возжелал создать мир, то есть в нем возникло однажды нечто, что было не всегда. Совершенный Бог изменятся не может. «Что же это за вечность, в которой рождается желание, раньше не бывшее?». Этот вопрос волновал и меня.
Августин на него отвечает достаточно просто и убедительно. «Они пытаются понять сущность вечного, но до сих пор в потоке времени носится их сердце и до сих пор оно суетно». Человек существует во времени и поэтому у него возникают такого рода вопросы. Бог существует в вечности, которая не имеет ни прошедшего, ни будущего. Вечность пребывает как настоящее во всей полноте. Для Творца мира и времени все дано одномоментно в настоящем. Поэтому нельзя представлять, что был некий промежуток времени на протяжении которого Бог не создавал мир, а потом вдруг принял решение и мир этот создал. Время само было создано вместе с миром, а в вечности никаких «до» или «после» нет.

Комментарии


Комментарий по пункту I).
Римский мир, в котором жил Августин, был уже объективно неспасаем изнутри. Его можно было спасти только извне, Божьим чудотворным вмешательством. Падение Римской Империи - суть новое искоренение Содома и Гоморры, только на новом витке человеческой истории, когда воссиял спасительный луч христианства, и не потребовалось выжигать всех поголовно. Христианин Августин интуитивно это понимал, потому и не отвлекал себя на суету общественного, в его ситуации абсолютно бессмысленного.
Германия 20 - 30 - 40- х точно также была неспасаема изнутри, она была не только богооставлена, она была богоборна в своём предельном мерзейшем исполнении. Никакие интеллигенты изнутри спасти её уже не могли. Спасение принёс Советский Солдат Освободитель...