Больше рецензий

15 августа 2018 г. 18:14

499

2 Нуар для бедных

В некоторых кафе встречаются книги, которые можно абсолютно бесплатно взять почитать, пока ждешь свой заказ. Иногда в куче таких книг удается найти стоящие произведения. Я встречала и Агату Кристи, и Александра Дюма, и Виктора Гюго. Поэтому я практически всегда проверяю полки в заведениях, в надежде выловить неплохой улов. И в этот раз мне на глаза попалась небольшая книга Мартина Касарьего, сценариста кино и телевидения и "одного из самых интересных молодых испанских прозаиков".

Все хоть раз смотрели ну очень плохой боевик, где уровень наигранности происходящего близок к полному фарсу. Вот точное такое же ощущение создается от прочтения "Меня не купишь".

Книга читается легко и быстро, но только потому, что весь сюжет состоит как бы из каких-то набросков сцен. Будто бы изначально было продумано несколько разных локаций и моментов, которые после этого автор пытался соединить в одно целое произведение, но так и не смог. Такое ощущение, что Касарьего писал скелет для сценария: вот герои в баре, вот они дома, вот в магазине - но не создал единой нити повествования, так и оставив это всего лишь элементами.

Главный герой пьяница, который погряз в ненависти к себе и к своей жизни, живет прошлым и питается разочарованием от произошедшего, упивается дешевым алкоголем и то ли любовью, то ли ненавистью к женщине из прошлых лет. И тут неожиданно эта женщина вновь возникает в его жизни, ловко манипулирует им и втягивает в какие-то разборки мафиози.

Становится совсем не понятно, почему она представляет такую ценность для главаря, почему главный герой без лишних вопросов стреляет в одного из головорезов. Все как-то скомкано, как и во всех плохих боевиках, когда мотивация персонажам совсем не нужна, так же как и логика. Но шоу уже началось и нет времени выяснять.

Отношения между гг и женщиной из прошлого тоже не понятны, они то любят друг друга, то ненавидят. Эльза (та самая женщина) вообще ведет себя так, будто бы ее абсолютно ничего не парит.
Убьем человека? - Ок.
Вернемся к бывшему, с которым запретили видеться под страхом смерти? - Ок.
Расплачемся от любви, а потом тут же разыграем холодную и равнодушную королевишну? - Ок.
Будем молить спасти сестру от ужасной судьбы в борделе, а потом просто пойдем спокойно на шопинг? - Тоже ок.
Ей абсолютно все равно, что происходит, ничего не волнует, ни жизни окружающих, ни жизни близких, ни ее собственная.

ГГ - это вообще, по-моему, не воплощенная в жизнь мечта автора. Бесполезный и опустившийся на дно человек, который не опускает бутылки, но почему-то такой весь размышляющий интеллектуал. Женщина, которая бросила его 6 лет назад, вдруг прибегает к нему и готова отдаться прямо здесь и сейчас, клянется ему в любви и готова терпеть пощечины просто так. Ее молодая сестра, которая тоже почему-то готова вешаться на гг, спустя сутки после смерти жениха, ревнует его к старшей сестре и отчаянно пытается обратить на себя внимание. И вот он, такой весь герой и любовник все никак не может определиться, спит с обеими, стреляет во все подряд и заливает это действо алкоголем.
Чем вам не дешевый боевик.

Поскольку ни мысли героев, ни их поступки, ни диалоги не могут претендовать хоть на каплю правдоподобности, то автор щедро разбавляет это подробным описанием оружия к месту и не к месту. К слову, никакой цели у таких описаний тоже нет. Они здесь просто так, чтоб были.

Концовка вообще вызывает приступы испанского стыда. Перестрелка в баре. Замкнутое пространство. Перед этим главный злодей, как и положено, ведет длинные бессмысленные дискуссии, рассказывая о своих планах и злодеяниях, показывая как он плохой и атата. Потом все начинают стрелять, но никто не попадает в гг и его женщину, хотя они даже не прячутся от пуль. В них просто невозможно попасть. Потом главный злодей и его шестерка умирают, одновременно выстрелив друг в друга. Ну конечно же.

Но это еще не все. Пока наш пьяница и его любовь-тире-ненависть всей жизни танцуют среди трупов, неожиданно оказывается, что один из злодеев не умер и все-таки умудряется убить Эльзу. Ну естественно! И вот она такая падает, а он такой "нет, только не это" и грустная сцена и все растроганы несправедливостью такого финала. Чувствуете, как пахнет? Пахнет тем самым дешевым штампом из кино.

Не знаю, как там с современной прозой в Испании, но сдается мне, что все очень плохо. Если автор - один из самых интересных прозаиков, то пора бы им уже завязывать со второсортными боевиками.

картинка Pretty_Core_Kid