Больше рецензий

higara

Эксперт

дегустатор безумия

13 августа 2018 г. 19:44

1K

3.5

И вот что странно: читать с самого начала было трудно, книга мне не нравилась - душная атмосфера, неприятные персонажи, непонятная интрига, но! бросить ее совсем не получалось, роман читался и читался с интересом - он меня измучил! Автор очень складно пишет, владеет словом, не промахивается. Я все ждала концовки, чтобы удостовериться, что это не всерьез, что это не религиозная антисоветчина)) Так и есть. Не религиозная, не антисоветчина. Это, на мой взгляд, попытка показать, что бывает, когда отдаешь свою жизнь на откуп всяким предназначениям, судьбам, старцам... Когда вместо того, чтобы взять на себя ответственность за все что решил, человек предпочитает плыть по течению, томимый верой в то, что великая вселенная нацелила имено на него объективы всех своих большебратских камер. Это ли не гордыня, считать себя избранным среди "остальных"?

Время, когда происходят события романа - канун развала, он еще не начался, но первые ласточки полетели. ГГ - Алексей Ноговицин уже вступает в церковный? заговор против... чего? за что? против тирании за свободу? Тогда церковь совсем не та структура, куда надо обратиться. Что ему не так? что его туда толкает? Поиск своего особенного пути? Или просто неуверенность и необходимость поддержки, наставления?

Атмосфера церковной среды, куда погружается Алексей очень душная - все эти осуждающие неосуждения, улыбочки смирения, свечки-просфорки, любовно-заботливая тирания и запугивания (конечно, бывает и по-другому, я знаю, что бывает, когда действительно руководствуются любовью, а не буквой) - хоть топор вешай! А эти словечки ужасные - захожанин, молитвенник, благолепие и т.п. - за которые Сорокин по-полной отыгрался в Опричнике? С другой стороны атмосфера стройотряда, спокойной размеренной трудовой жизни с праздниками и буднями, с природой, покоем, ведь именно там приходят к Алексею самые правильные молитвы. Какой стиль жизни пережиток прошлого, а какой дает почву под ногами? Алексей чувствует, но не может для себя понять. Сам он признается, что верит в одно, а живет по-другому. Этот внутренний конфликт (по сути навязанный ему впечатлением от фигуры харизматичного профессора) терзает его напротяжении четырехсот с хвостиком страниц.

Я писала, что персонажи тут неприятные - да, но очень правдоподобные! о!! Сколько таких Алёш и (и Ань Насоновых) нуждаются в авторитете! Импозантный преподаватель обожествляется и его слова становятся приказами, хотя сам этот профессор/учитель/руководитель может быть талантлив в своем деле, но в жизни вне профессии он просто капризный, эгоистичный манипулятор и очень любит заводить таких последователей, которыми удобно воспользоваться в любой момент. Тиранчик под маской гения. Очень правдоподобный тандем! Но Профессор держит дистанцию и Алёша находит себе новые авторитеты: вера и духовник. Тут можно не только о высоком спросить совета, но так же и просто потребовать указаний как жить, с кем быть, куда идти. Надо отдать герою должное - у него все же есть характер, он не следует слепо чужой указке, он слушает и делает по своему, но слушать ему совершенно необходимо - мечта о том, что найдется кто-то кто "откроет ему истину" не дает ему покоя. Показательны образы батюшек: один грозный формалист, другой добрый пофигист, третий душевный алкоголик, четвертый дряхлый старичок, не понятно в уме ли еще. И вот наконец, среди этого безобразия - отец Артемий, с которым можно поговорить, поделиться, не согласиться, с ним не нужно держать марку как с профессором, он проводник к новой правильной жизни.. Но! не будем разушать интригу, ибо (ибо!!!!) она тут есть))
Еще персонаж, о котором нельзя не упомянуть это невеста Муся. Казалось бы совершенно положительный персонаж с точки зрения сюжета, но какая же она неприятная со своей нахрапистостью, умением взять в оборот, сконностью к доминированию и развязностью. Кстати сказать вся эта сексуальная тема, когда герой хочет, но считает неправильным до свадьбы, а героиня так и норовит оседлать и поехать, всячески склоняет-распаляет, вся эта тягомотина с постоянным обмусоливанием мук воздержания и "мокрой" Муси кажется намного более грязной, чем если бы они уже занялись этим разок-другой и успокоились. Может быть невеста и была бы персонажем дествительно положительным, если бы не эта ее нагловатая напористость. С одной стороны она уважает решение Алексея ни-ни до свадьбы, с другой, постоянно пытается его соблазнить и таки соблазняет. Наш ГГ склонен окружать себя тиранами, среди которых даже мама, которая демонстративно готовит в пост только скоромное. Может он нуждается не в наставлении, а в противодействии?

В конце этого романа-взросления (как заявлено в аннотации) умирает Высоцкий - идол эпохи, и эта смерть символична как для общества, которое вот-вот отвергнет все свое, бросившись в океан заморской джинсово-жвачечной свободы, так и для Алексея, который в решающий момент своей жизни сделает, наконец, по-своему, а не как велят многочисленные советчики, выберет свою дорогу и пойдет по ней свободно и уверенно.

Подводя итог, скажу, что книга безусловно интересная, атмосферная, со смыслом, правдоподобная, но, мне кажется такая книга не имеет шансов стать любимой. Нет в ней чего-то личного, чтобы задело, вспомнилось. Хотя, это кому как)
Еще безумно мешала дикая путаница во времени действия что когда произошло (А еще Бахтина поминал!), да, можно карандашом выделять временные маркеры, но художественное мастерство как раз эту необходимость устраняет.

Комментарии


Да, это всё знакомо.
Помню то беспросветное время. Тогда значительное количество людей вокруг меня отправилось в церкви, мечети, синагоги. Из вредности пошли, как мне кажется, назло "врагу". А врагом были полный всеобщий пофигизм и ощущение, что ничего интересного в жизни не случится и что так оно всё и будет "и ныне, и присно, и во веки веков". Это, думаю, был единственный момент, когда в религию пошли нормальные приличные люди.
Я с ними не пошёл. Мне всегда была противна атмосфера любых культов, а поговорить всегда было с кем. Не нужны мне были эти знаменитые проповедники.

Вот и думаю: почитать, что ли? Но нет, пока не хочу. Александра Архангельского часто вижу на экране канала "Культура". Лучше послушаю, что он там скажет.
И не хочу даже вспоминать те времена :(


вот умные люди древние китацы придумали проклятье "чтоб ты жил в эпоху перемен", а нам все скучно, да неинтересно)))


Не знаю как там китайцы, а мне сейчас нравится намного больше, чем тогда. А ещё больше нравилась как раз "эпоха перемен". Вот уж до фига перемен у меня тогда случилось :)))


а мне это время помнится голодным и грустным(


Да, я знаю. Моя история сильно отличается от судьбы большинства соотечественников...


а об чем Архангельский на Культуре рассказывает?


Программа называется "Тем временем". Он собирает 6 мужиков. (Иногда среди них бывают и тётки.) И они все вместе обсуждают какую-нибудь актуальную тему. Три мужика бывают "за" и три "против".
Темы слабо касаются экономики и политики. Никакой Украины, американских санкций, подорожания продуктов и т.п. не бывает. Они говорят о науке, образовании, роли театра и религии в обществе, о вытеснении книг интернетом, о бессмертии всех сортов и т.д. Поэтому никто не кричит и друг друга не перебивает. А.А. даёт всем высказаться примерно поровну.
Слушаю их обычно с удовольствием.
Сейчас программа в отпуске. Возобновится ли осенью, не знаю.


"Поэтому никто не кричит и друг друга не перебивает. А.А. даёт всем высказаться примерно поровну." Как же это прекрасно!! и даже не важно уже, о чем говорят)))


Да, ещё ценно, что программа идёт в прямом эфире :)


У них на сайте посмотрю - телика у меня нет, а они вроде сохраняют там интересные пердачи (не знаю, все ли)


Программа выходит много лет. Если есть архив, вы столкнётесь с трудностью богатого выбора :)))