Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

12 августа 2018 г. 09:14

6K

4.5 Достойный сын XIV века

Странное дело, эти ваши исторические романы. В последнее время, последние лет 5, мне стала безумно интересна история. И соответственно исторические романы. Но, видимо, я с детства страдаю историческим кретинизмом - исторические факты мне в одно ухо залетают, пожужжат некоторое время как мухи и успешно вылетают через другое. Не знаю, что это за беда, и как ее лечить, но вот так оно и есть. Ее даже мой великолепный учитель истории из школы побороть не смог. А потому читать исторические романы мне крайне интересно и любопытно, я внимаю авторам с открытым ртом, особенно если в книге не только перечисление фактов, но и какой-никакой анализ причин происходящего, но со временем весь мой полученный набор знаний испаряется в небытие. Не в коня корм, как говорится. Ну и ладно. Сиюминутное удовольствие ничем не хуже продленного.

Так вот это все к чему. К "Железному королю". Наконец-то я дошла до исторического цикла Мориса Дрюона, который хотела прочитать уже лет 10. Ура, свершилось! Но Дрюон меня не жалел, конечно же. Одна из самых больших проблем для меня в исторических романах - разобраться кто есть кто. Такое ощущение, что все эти влиятельные исторические личности с особой целью пытались запутать потомков и называли своих детей - дочерей ли, сыновей ли, шаблонно - первого как себя/жену, второго как сестру/брата, и вот и сидишь с блокнотом и ручкой выписываешь многочисленных Филиппов, Карлов, Маргарит, Жанн и Бланк. Красивые имена, не спорю, но никакого разнообразия. Напомнило мне об экзамене по истории в университете, где я две ночи кряду разбирала генеалогию русских князьев: от Ярополков, Святополков, Святославов, Изяславов можно было головой поехать.

Первый том Дрюона рассказывает о Филиппе IV Красивом, короле Франции XIV века. Железный король, воистину. Не шелохнется ни одна мышца на его челе, покуда он наблюдает казнь тамплиеров. Не дрогнет ни одна морщина, покуда он выслушивает проклятие всему его роду до 16го колена. Ведь все его действия направлены во имя государства, во имя королевства, во имя Франции. Ему досталось трудное время для правления, жестокое, и он стал достойным сыном XIV века - агрессивным и жестоким королем.

Дрюон упомянет многие исторические события, связанные с Филиппом: начнет с казни тамплиеров, упомянет авиньонское "пленение" пап, но главную роль на исторической сцене автор отдаст истории его сыновей и их жен: Людовика (будущего короля Людовика X) и Маргариты Бургундской, Филиппа (будущего короля Филиппа V) и Жанны Бургундской и Карла (будущего короля Карла IV) и Бланки Бургундской. Все Бургундские дамы - родственницы: 2 сестры и тетка. В 1314 году в результате козней Изабеллы (дочери Филиппа V), королевы английской, и Робера д'Артуа всплывает факт измены Бланки и Маргариты с королевскими конюшими.

Интересно так складываются события, что тут небольшой косяк, там небольшой косяк, а все вместе привело впоследствии к Столетней войне между Францией и Англией. Вот и измены королевских жен стали в итоге тем самым первым камешком в горниле это войны. И Дрюон не забывает напоминать об этом. Он показывает нам картины XIV века, рассказывает о том, об этом, и мимоходом упоминает, что вот это послужило спусковым крючком для одного, а вот то стало вторым кирпичом Столетней войны, и, видимо, в следующих томах, как раз Столетняя война и развернется вовсю в повествовании.

Хороший, добротный, увлекательный исторический роман, но лучше бы, конечно, читателю разбираться в исторической диспозиции того времени, а не как я, читать книгу вперемешку с википедией.

ФМ (9/11) спасибо за совет Алене russian_cat , которая куда-то так некстати пропала
Игра в классики

Ветка комментариев


Ага, поняла, спасибо!