Больше рецензий

kat_dallas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 августа 2018 г. 14:21

895

4

В мире процветает своеобразный вид искусства - гипердраматизм, то бишь картины из живых людей. Девушки и юноши, чьи обнаженные тела раскрашены и украшены, застывают на постаментах в нужных позах и декорациях, музыка и ароматы дополняют композицию. Живые картины выставляются в музеях, а также продаются и покупаются/арендуются, обязуясь неподвижно стоять в образе восемь-двенадцать часов в день. Моделей так называют картинами или полотнами, для их обучения существуют специальные курсы, и мечта каждого профессионального полотна - стать шедевром кисти знаменитого мастера Бруно ван Тисха.

Однажды одну из картин ван Тисха, юную Аннек, нашли жестоко убитой. Кажется, неизвестный маньячина принял гипердраматизм в целом и творения ван Тисха в частности слишком близко к сердцу и посредством убийства попытался создать собственное произведение искусства, о чем любезно уведомил следователей в диктофонной записи. Люди, способные на такие выкрутасы, редко ограничиваются одной жертвой...сумеют ли его поймать прежде, чем он убьет снова?

Параллельно идёт линия повествования о Кларе - профессиональной картине, мыкающейся по художникам средней руки, которая получает весьма неожиданное предложение от загадочного нанимателя. Какой же картиной ей предстоит стать? И кто будет мастером, который ее создаст?

Автору мастерски удается вплетать в повседневную реальность нотку фантазии - он берет за основу вымышленное явление, вроде наживок в "Соблазне" или людей-картин в "Кларе и тени", и столь умело, со всеми необходимыми деталями, вписывает его в наш мир, что возникает ощущение, будто все это существует на самом деле.

Читать о мире живых картин весьма увлекательно: грунтовка применительно к живому существу, написание полотна -не просто краски по коже, но и создание определенного психологического настроя у модели... Также впечатляют живые предметы интерьера и обихода, расписанные талантливыми мастерами - эти и другие аспекты существования и процветания гипердраматизма очень занятны. Однако временами автор слишком уж увлекается то экскурсами в прошлое и личную жизнь персонажей, то рассуждениями и монологами об искусстве, то описаниями интерьеров, из-за чего буксует развитие сюжета.

Триллерная сторона, так ярко начавшаяся, продвигается вперёд маленькими неспешным шажками, ибо по сути является лишь дополнением к главному: к истории полотна по имени Клара, к рассказу о мире, немного сошедшем с ума в пристрастии к живым картинам и живым предметам интерьера, о людях, жаждущих, чтобы их "написал", сделал шедеврами великий художник, о тех, кто несмотря на краски и позирование видит в картинах живых человеческих существ...и о тех, для кого они лишь произведения искусства - бесценные оригиналы или бюджетные копии.

Все это весьма интересно, однако триллерного в романе меньше, чем в его книгах, прочитанных мной ранее. Ощущение, будто создать интригу как таковую автор и не стремился, финальные повороты и "виновник торжества" в определенный момент легко угадываются. Жуть в завершающих эпизодах весьма неплохая, однако во главе угла тут психологическая подоплека: люди и искусство, люди и их внутренняя суть, решения и поступки в сложной ситуации.

Эта мрачноватая, красочно расписанная фантазия в некотором смысле завораживает, однако многословность и некая затянутость делает ее менее захватывающей, чем "Соблазн" и "Зигзаг".