Больше рецензий

27 апреля 2011 г. 20:39

553

2

Проблема номер один таких книг заключается в том, что книгу рано или поздно нужно издать, - и вполне может оказаться, что пройдет пятнадцать лет, а в кабинете дантиста так и не станут выдавать обещанные шлемы виртуальной реальности. Данный срез эпохи был сделан в 1996-ом - у меня еще только "Сега", а Марк Дери - уже продвинутый пользователь:

В режиме реального времени мы отсылаем и посылаем* сообщения в чатах, тусуемся на BBS и в телеконференциях UseNet. Мы безразлично просматриваем сетевые конференции и устраиваем флеймы и ROTFLOL. Мы обмениваемся порнографическими gif'ами и вертимся на анонимных онлайновых порнотусовках...


Ладно, раз срез эпохи, проведём параллель с микропрепаратами. Суём "Скорость убегания" под мелкоскоп, ожидая увидеть пусть искаженную, но цельную картинку. А видим: капельку слюны Теренса Маккенны. Молочный зуб Трента Резнора. Лобковый волос Дженезиса Пи-Орриджа. Насколько же среди публицистов, пишущих о маргинальной культуре, недостаёт аналитиков, - между тем, Марк Дери не смог бы даже получить зачёт на нашей богом забытой кафедре гуманитарных наук, где нотариально заверенные цитаты не могут составлять более 1/3 текста. Оставшийся объём хопхэйлалалэй должен быть занят ";%?*):%;№" собственными размышлениями автора, но поскольку эту ересь всё равно никто не читает, можно через каждую строчку вставлять хоть заклинание на смерть. Но автор "Киберкультуры" хотел, чтобы его книгу читали, поэтому он не халтурил. Он сложил её из цитат Тоффлера пополам с Пирсигом, из Батая вперемешку с рекламными слоганами, отрывков из магазинных каталогов, пересказов классики киберпанка, буклетов и шизофазических форумных монологов.

Проблема номер два: пока сочиняешь научную фантастику или живопишешь всех тех авангардных и просто наглухо стукнутых лиц, которые фигурируют в "Киберкультуре" просто как забавных зверушек - всё ок. Но как только станешь выдавать их манифесты за реально господствующие настроения - тут и сказочке конец. Дело в том, что компилятивный формат книги не позволяет остановиться на взглядах каждого персонажа: а ведь, как громко ни было бы сказано, у каждого из них, создателей бесполезных роботов, у морферов и прочих шляпников - своя философия. Но что даст читателям микроупоминание о том же Маккенне? - самый смышлёный из них, может быть, читал в самиздате о "гипотезе обкуренной обезьяны". Объёма личности не видно. Эпатаж - видно.

Кстати, об эпатаже. По-моему, эта книга не даёт покоя многим публицистам. Иначе откуда такое внимание к деталям в ущерб анализу? А вы знаете, что у, а вы знаете что па что у Боба Фланагана в клипе NIN "Happiness in slavery" татуировка в виде тернового венца вокруг члЭна? О-о-о-о-о. Имеется в книге и футурологический аспект, но опять-таки из третьих рук и довольно неудачный (см. начало про стоматолога и VR-шлем). Примерно то же можно написать сейчас, если раскрыть раздел о гаджетах какого-нибудь неспециализированного журнала, прочесть там о новинках, пробные экземпляры которых планируются к выпуску в ближайшие годы и написать на память потомкам: да, в наше время всё действительно так.

*то потухнет, то погаснет. Перевод откровенно плох. Чего стоит совсем уж мертворождённый вариант стишка "this is my rifle, this is my gun":

"Вот моя винтовка,
Вот мой пистолет.
Первая для убийства,
Второй - для развлечения".


Ну ладно, чёрт с ним, с молодецким задором оригинала. Но ведь для обозначения той же части тела есть прекрасный устоявшийся эвфемизм - ствол. Тьфу.

Комментарии


Спасибо, рецензия понравилась, в особенности трентрезноровщинскими survavalism-мотивами.