Больше рецензий

31 июля 2018 г. 21:21

502

3

Я всегда старалась не делить литературу на женскую и мужскую. Хорошая или так себе, моя или не моя по восприятию, и пол автора тут роли не играет. Тут же я встретила образчик явно женской прозы, беззастенчиво старающийся давить исключительно на эмоции.
Странное сочетание — великолепный литературный язык помноженный на попытку показать некие исторические события начала прошлого века с определенного ракурса, базирующегося на чувствах, без малейшего желания анализировать происходящее с точки зрения реалий того момента.
В маленьком селении Гнаденталь, на берегах Волги, еще со времен Екатерины Великой расположилась колония поволжских немцев. Живут они по старому укладу прошлых столетий. Якоб Бах — местный учитель, человек не от мира сего, этакая помесь глубокого интроверта с поверхностным аутистом. Единственное, что он может в жизни — заученно вдалбливать знания своим ученикам, крестьянским ребятишкам. Преподаватель из него никакой, он не может, да и не старается, найти подход ни к ученикам, ни к их родителям. Отбывает на работе, как на каторге. Его страсть — немецкая поэзия, обходы поселения с целью выявления бардака и выгулы себя любимого в грозу. Социальных способностей никаких, у него нет ни друзей, ни обычных знакомых, в доме грязища и разруха, обед ему приносит мать одного из учеников, а Бах даже не трудится его разогреть, ест холодным и морщится от отвращения. На завтрак и ужин — кипяток, это максимум его способностей. Короче — высокодуховный мужчина с офигенно богатым внутренним миром. И вот однажды фермер Удо Гримм с другого берега Волги нанимает его учить свою дочь. И понеслось…

Кстати, понеслось совсем не то, про что вы подумали. Понеслось сплошное безумие.
Гузель Яхина смешала в этом романе массу ингредиентов. Все пропитано отсылками к сказкам и легендам, немецкому фольклору. Мы часто иронизируем над иностранцами, которые упоминая Россию или включая в сюжет фильмов и книг русских героев, дают им фамилии наших писателей, композиторов или ученых. Клюковка, улыбаемся мы. Яхина включила обратку — главный герой у нее Бах, нанимает его Гримм, а спустя несколько десятков страниц появляется Гофман, поразительно похожий на крошку Цахеса, по прозванию Циннобер. Да и само повествование напоминает сказку, только страшную и какую-то лубочную.
Давно меня так не бомбило по отношению к главному герою. Спойлерить не буду, но иначе, как мерзким слизняком его называть не получалось. Настолько невразумительное существо, что смотреть на него брезгуешь. Да, больной на всю голову, но скучный до чертиков. Рефлексирует постоянно, но по-детски, прячась от проблем и ответственности. Как эпизодический персонаж был бы чудо, как хорош. Автор же им и его несчастьями упивается, чуть ли не на каждой странице приглашает - *обнять и плакать*. Сочувствовать же ему абсолютно не получается, максимум или пнуть, или обойти стороной. Герои не должны вызывать симпатию, они могут быть любыми, но какой-то интерес они должны вызывать. А тут только и мечтаешь — уберите это! И знаешь — главный же герой, никуда он до конца книги не денется.

Еще у Яхиной какая-то жуткая круговерть со временем. Книга же с вкраплением сказочных элементов, поэтому автор включила творца - *я так вижу!* Например, рассказывая о чем-то она дивно расписывает окружающую природу, смену времен года, а потом выясняется прошло от силы недели три-четыре. Иногда между строк теряются и путаются годы.
Она старается хоть немного придерживаться исторических фактов, но получается с трудом. События в романе не стыкуются с датами, и вполне логичные поступки при правильном раскладе теряют весь смысл. Знание истории — зло! Оно мешает восторгаться альтернативным авторским мнением. В эпилоге есть ориентировочная разбивка по годам, но по тексту из-за её манеры подачи вопросов предостаточно.
Ну и сам сюжет. Тут еще играет роль характер читателя, конечно. Постоянные логические и психологические несостыковки не позволили насладиться красотой слога. Читала и не верила. Живые люди так поступать не могут, все какие-то искусственные, нарочитые, излишне гротескные. Да, фольклор, да, гипербола, но воспринять то, что

спойлер
женщина радуется и расцветает после группового изнасилования… это даже для сказочного сюжета — перебор! Хотя… живя с таким недоразумением, как Бах… возможно все)
свернуть

Не удался Яхиной магический реализм. Что с реализмом не срослось, что со сказкой.
Так бывает. Язык богатый и красивый, а фантазия так себе. Как мне показалось, ей удобно играть, переставляя по сюжету, в героев немного картонных, шаблонных, покорных и не очень живых. В конце книги забежал герой сочный, яркий и интересный, но Яхина как будто не совсем знала, что с ним делать. И он погас так же стремительно, как появился. И мы вернулись к привычной душещипательной полудетской рефлексии.
Что понравилось — эпизоды со Сталиным, пропитанные символизмом.
В общем и целом, крест на авторе не ставлю, через год-другой попробую познакомиться с её первой книгой.

Комментарии


Как интересно: мне эти эпищоды вообще лишними показались, тебе понравились) скорей читай Зулейху, не терпится услышать мнение твое)


Мне понравилось, что Яхина хотя бы попыталась задаться некоторыми вопросами - почему такая политика проводилась. Естественно, тему не раскрыла, но все же слегка посмотрела в ее сторону. Я сейчас читаю *Революция глазами современников* и больно осознавать, что другого варианта не было. Полнейшая деградация дворянства, которое только в фантазиях наших современников чуть ли не *ум, честь и совесть* того времени. На самом деле нет. И полное бессилие интеллигенции.
За *Зулейху* может в следующем году возьмусь. У Яхиной не совсем близкий мне эмоциональный стиль, нужна передышка перед повторным забегом)