Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

24 июня 2018 г. 17:12

968

5

Предельно простая фабула — похороны Адди Бандрен, которой муж пообещал предать ее тело земле в другом городе, куда всё семейство и направляется. Повествование построено как монолог, рассказ от лица очевидцев этой истории — семьи, соседей, знакомых — при полном отсутствии авторского текста. И эта особенность позволяет читателю самостоятельно, без подсказок со стороны, сформировать мнение о героях романа. Всего в книге 59 глав, и самая пикантная из них та, что от лица самой Адди.

Вот это чудовищно разрозненное многоголосье жизни — сначала здорово запутывающее, не позволяющее настроиться на привычное линейное повествование, сбивает с толку. Но постепенно входишь во вкус, и в самой этой фрагментарности видится уподобление жизни: переменчивой, непредсказуемой, никогда — однообразной и последовательной. И сама эта попытка создать ритм, напоминабщий подлинное биение жизни, которая продолжается несмотря ни на что, цепляет больше всего.

Человек Фолкнера сильнее обстоятельств, и на пути к цели способен преодолеть любые преграды. Иногда в этом своём упорстве он смешон, безумен или порицаем, но это человек большой внутренней силы. При всей внешней неказистости.

Но при этом его герои — вовсе не герои. Это обычные люди, задавленные повседневностью и бытом. Люди эти, даже столкнувшись с событием, перевернувшим всю их жизнь, продолжают искать выгоду в каких-то мелких делишках, преследовать собственные цели. Продолжают жить. Они все не идеальны, но каждый из них переживает это горе в меру своих душевных сил. Даже отец семейства — Анс — и тот скорбит, пусть его скорбь и затмевает его поведение, его слепота в отношении детей и ситуации в целом, его поступок в финале. Не знаю, лично я так и не смогла избавиться от негативного восприятия этого персонажа — мне он всем поперёк.

Для меня Фолкнер оказался и простым, и сложным одновременно. И — невероятным. Я влюбилась в его язык, в его стиль, его метафоричность и его мироощущение. Это словно море, в которое постепенно погружаешься все глубже, и осознаёшь, что тут отнюдь не один уровень проникновения в текст. Его определённо надо перечитывать, чтобы распутать тот клубок взаимоотношений, симпатий и обид, что переживают герои, чтобы полнее и лучше прочувствовать, что стоит за теми или иными поступками и словами. И когда ты понимаешь, что можешь вновь вернуться к тексту и открыть что-то новое в уже, казалось бы, знакомом — это прекрасно.