Больше рецензий

22 июня 2018 г. 16:39

1K

4 Любители средневековья, романов, мистики и сумасшедших - оценят

Немного в историю
Этот роман подойдет всем, кто читает книги о доблести, рыцарях, а также любителям средневековья, историй про инквизицию, ведьм…и сумасшедших.

В.Брюсов «Огненный ангел» «Огненный ангел» - первый роман Валерия Брюсова, опубликованный в 1907 году в журнале «Весы». В основу легла фантастически преображённая и расцвеченная история взаимоотношений автора с Ниной Петровской и Андреем Белым. Роман послужил сюжетной основой для одноимённой оперы Сергея Прокофьева (1919—1927).


Завязка — мрачное средневековье
Итак, закат Средневековья, XVI век, Германия. Единого государства еще нет, ему только предстоит появиться. В центре романа двое персонажей – «как бы рыцарь» и «как бы дама». Сэр Рупрехт – сын врача, ставший наемным солдатом. Много путешествовал, служил в том числе и в недавно открытой Америке – точнее, «Новой Испании». Возвращается на родину, желая повидать родителей. И встречает свою самую большую головную боль (по совместительству) – любовь, леди Ренату.

Рената – один из самых странных персонажей «Огненного ангела». И, в принципе, как мы можем судить, именно она является главной героиней. Способная моментально перескакивать от любви к ненависти и обратно, то отчаянно религиозная, то испытывающая столь же неудержимый интерес к оккультизму и черной магии, готовая пожертвовать ради своей мечты всем – в первую очередь, разумеется, другими. Кто она? Действительно одержимая бесами или просто психически нездоровая девушка, у которой свойственная Средневековью вера в чудеса, вызвала одержимость? Валерий Брюсов оставляет этот вопрос открытым.

При первой встрече героиня рассказывает Рупрехту о неком «огненном ангеле» Мадиэле, который посещал ее в детстве, и в которого она была страстно и безудержно влюблена. Ангел покинул ее, чтобы вновь явится в образе человека – графа Генриха. Они два года живут вместе, но не женятся. Затем сэр Генрих уезжает, и она отправляется на его поиски. На этом этапе ее жизни и встречается ей сэр Рупрехт.

Поиски ангела Мадиэля
Поначалу Рупрехт относится к Регине скептически и просто хочет немного использовать ее для забавы. Однако отчаянная страсть и тяга Ренаты к сэру Генриху (точнее, к Мадиэлю) все больше располагает рыцаря к ней. Буквально сразу же, Рената объявляет, что «ангелы» (ангелы ли?) приказывают сэру Рупрехту сопровождать ее в долгом пути к Мадиэлю.

Ради поиска огненного ангела она решает обратиться к дьяволу – но сама она слишком умна, чтобы заключать с ним сделку, и потому человеком, который должен расплатиться своей душой за ее счастье, должен стать сэр Рупрехт.

Разочарования и размышления
Стоит ли говорить, что открытие - сэр Генрих на самом деле никакой не ангел, глубоко поражает ее. Но опять-таки ей не приходит в голову, что во всем виновата только она сама и ее воображение – она обвиняет сэра Генриха. Ее ненависть – даже не ненависть брошенной женщины. Она готова возненавидеть его за то, что он оказался не тем, кем она его считала. Регина приказывает Рупрехту вызвать его на поединок и убить.

Отказ от иллюзий – тяжкое бремя. Не каждому под силу. И Ренате проще вновь вернутся в свои мечты, чем принять реальность. Но все же в тот же вечер, узнав, что Рупрехт вызвал его на поединок, героиня отменяет свой жестокий приказ.


- Я не должен убивать графа Генриха?
Рената подтвердила свои слова:
- Да, да. Его нельзя убить. Он – светлый, он – прекрасный! Я перед ним виновата – не он предо мною. Я была как лезвие, перерезавшее все его надежды. Надо перед ним преклоняться, целовать его, ублажать его. Слышишь, Рупрехт? Если ты коснешься одного его волоса – у него золотые волосы, - если ты уронишь одну каплю его крови, – ты больше не услышишь обо мне никогда, ничего!
– Зачем же ты, Рената, не сообразила всего этого раньше? Зачем же ты заставила меня играть смешную роль в комедии с поединком? Можно ли быть легкомысленной в вопросах о жизни и смерти? (В. Брюсов «Огненный ангел»)


Инквизиция и ведьма
Появляются на сцене и инквизиторы – но в самом конце. Рената все-таки предстает перед их судом, как ведьма. И… еще до пыток соглашается со всеми обвинениями. С полной и абсолютной верой рассказывает, как летала на шабаш, как наводила засуху и порчу на скот и болезни на города.

Однако эта история не заслуживала бы внимания, если бы не мистические детали, которым и современный читатель вряд ли найдет объяснение. Был ли сэр Рупрехт на шабаше? В чем причина осень странных припадков Ренаты – болезнь или все-таки одержимость? И если она не одержима, и в художественной реальности романа нет никакой магии, то в чем причина странных событий вокруг нее? Думаю, каждый читатель сделает свои выводы.

Мнение – к прочтению тем, кто любит средневековье, мистику и необъяснимое.

Комментарии


Спасибо за рецензию.
Читал этот роман почти сразу после "Мастера и Маргариты", и на его волне, под впечатлением, Брюсов был более чем в тему.