Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

19 июня 2018 г. 18:38

3K

4.5 Народы, которые навсегда останутся загадкой.

Сначала я повозмущаюсь...

Как выяснилось уже в процессе чтения, когда я искала дополнительную информацию по теме в интернете, данное издание представляет собой существенно сокращенный вариант труда выдающегося археолога и историка Михаила Артамонова. Причем сокращенный не в целях популяризации, когда издатель убрал бы «заумь», сложную для понимания массового читателя и признался бы, что это «упрощенный текст», но нет, редактирование было проведено с целью удалить идеологические моменты, "свойственные советской науке". Вот за это я точно спасибо издателю не скажу, потому что способна самостоятельно отсеивать то, что мне не нужно, и прекрасно знаю, как при подобном редактировании теряются весьма важные и интересные моменты.

И после того, как я скачала издание 1974 года (поскольку на Лайвлибе это издание не представлено, ниже дам информацию о нем и фото обложки), и сравнила оба, оказалось, что издатель «новодела» нагло схрупал не менее 30 страниц текста (я учитывала и то, что в новом издании шрифт значительно крупнее будет). По мнению самого издателя: «по крупицам, основываясь на данных археологии, отрывочных сообщениях ассирийских и греческих источников, исследованиях лингвистов, М.Артамонов реконструирует историю киммерийцев и скифов». И при этом тут же издатель позволяет себе столь вольно обращаться с таким ценным трудом, лишая читателя информации. Только подумайте, около 30 страниц монографии вырезать! Так что я психанула и стала читать скрин старенькой книжки, глазам было тяжко, но это того стоило.

Ну ладно, пар я выпустила, перехожу непосредственно к прочитанному.

«Киммерийцы и скифы» - труд по настоящему масштабный, ведь действительно, получить об этих народах и их культуре информацию было весьма нелегко, они мало что оставили после себя, а то что и оставили, в большинстве своем хранится где-то в степных курганах. Чуть-чуть мы знаем благодаря античным историкам, чуть-чуть благодаря находкам археологов и... пожалуй, все... А уж об отношениях киммерийцев и скифов, их борьбе за территорию, о том, куда ушли, например, киммерийцы, и того меньше, чем чуть-чуть.

Автор предлагает интересный сравнительный анализ катакомбной и срубной культур, оценивает их связь с киммерийцами и скифами. Значительное внимание уделяется пребыванию этих народов в Причерноморье и на Кубани, на Днестре и на Дунае, вопросу их переселения в Азию, приводятся гипотезы причин переселения, связанные с демографическими, климатическими и прочими факторами. Рассматриваются взаимоотношения этих древних народов с коренным населением Азии. Но для меня наиболее интересными все же были главы, посвященные культуре и искусству...

P.S. Эта книга больше о скифах, нежели о киммерийцах, они здесь представлены разве что для контраста, но это и понятно, ведь представления о них строятся на дошедшей до нас информации весьма мизерной по объему. И у многих слово «киммериец» ассоциируется исключительно с говардовским северянином Конаном-варваром, имеющим мало общего с настоящими киммерийцами:)
картинка sher2408
Ленинград, издательство ЛГУ, 1974.

Комментарии


Круто. Но я бы руки поотрывала этим нынешним "улучшателям" за такую варварскую работу. И надо книжку поискать. :)


Могу поделиться;)
Ужасно "улучшили", мне вообще показалось, что редактор вбивал поиск слова Ленин, Маркс, Энгельс и пр, и тупо удалял полностью или частично абзацы , в которых эти слова встречались:(
Вот, для примера, в новом варианте (от второго абзаца остались последние три предложения):

... В отличие от илотов, прикрепленных к земле, скифские «рабы» сохраняли свою самостоятельность во внутреннем управлении, у них оставалась своя родоплеменная аристократия, были даже цари, которые и обеспечивали выполнение обязанностей, возложенных победителями на побежденных. Все это нимало не похоже на рабство и не может служить доводом в пользу рабовладельческого строя у скифов. О скифском рабовладельческом строе можно говорить только как о зачаточном, существенно не отличающемся от патриархального рабства, сливавшегося с семейными отношениями. Скифское царство обеспечивало не власть одного класса над другим, а одного племени над другими. В этом заключается его главная функция, и на это была направлена его организация.


А было:

В отличие от илотов, прикрепленных к земле и находившихся во владении отдельных спартиатов, скифские «рабы» сохраняли свою самостоятельность во внутреннем управлении, у них оставалась своя родо-племенная аристократия, были даже цари, которые и обеспечивали выполнение обязанностей, возложенных победителями на побежденных. Все это нимало не похоже на рабство и не может служить доводом в пользу рабовладельческого строя у скифов.

В марксистско-ленинском понимании государством называется организация господства одного класса над другим с обязательным существованием соответствующего этой цели аппарата принуждения. Скифское общество располагало таким аппаратом, обеспечивающим господство одной части скифов над другой. Но та и другая части — господствующая и подчиненная — не являлись классами с различным отношением к средствам производства. В классовом обществе господствующий класс владеет средствами производства, а эксплуатируемый полностью или частично их лишен. В скифском обществе средства производства оставались в руках производителей, хотя обеспеченность ими была различной. Однако принципиальной разницы в отношении к собственности не существовало ни между господствующими и подчиненными, ни между богатыми и бедными. Рабы в качестве средств производства еще не представляли такой величины, которая могла бы сказаться на характере социальных отношений. Рабовладельцы и рабы еще не составляли противостоящих классов и еще не было надобности в специальных средствах подчинения вторых первыми. О скифском рабовладельческом строе можно говорить только как о зачаточном, существенно не отличающимся от патриархального рабства, сливавшегося с семейными отношениями. Скифское царство обеспечивало не власть одного класса над другим, а одного племени над другими. В этом заключается его главная функция, и на это была направлена его организация.


Да, показательно. Жесть.


Кастрация Бонифация :D


Ага, кастрация-люстрация;)))


Все правильно, да все верно да, (как говорил т. Саахов). И тут уместно вспомнить нашего Лаврова с его «дебилами» в отношении издателей (чуть не написал «издетелей»), но мне при всём при этом особо понравилось

патриархального рабства, сливавшегося с семейными отношениями.

Это как?)))
Это как если бы Нина после пары месяцев заключения все же бы вышла за т. Саа-ах какого человека?)))


Вроде того))) Просто там границы были размыты, рабы эксплуатировались в рамках семьи, часто могли считаться членами семьи, некоторые со временем меняли свой статус.

А с другой стороны - киндер, кюхен, кирхе, - чем не семейное патриархальное рабство))))


Если тема показалась интересной - скорее всего, стоит почитать труды современного исследователя Аскольда Игоревича Иванчика. Сравнить на предмет прогресса исследовательского процесса за 30 лет. :)


Спасибо, возьму автора на заметку, к сожалению, его книг в свободном доступе в сети пока не нашла:(


Посмотрите книгу -
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва, Берлин: Палограф, 2005.

Источник: http://historylib.org/historybooks/Askold-I--Ivanchik_Nakanune-kolonizatsii/


О, спасибо, онлайн чтение мне тоже подойдет! А я пока нашла только многочисленные упоминания об этой работе


Я тоже видел, но пока не находил, где её прочесть...


Спасибо, Шери, за рецензию. Было интересно и познавательно.


Всегда пожалуйста, Мила;)