Больше рецензий

OlgaFinochenko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2018 г. 23:16

200

3 Несколько вопросов на потом

Добрый сон, люди добрые.


Я люблю понимать то, про что я читаю. Поэтому иногда я читаю книги с открытым поисковиком под рукой, словарём, картой и ещё чем-нибудь. С "Осадой церкви Святого Спаса" получилось по другому - редкий случай, когда так делать не захотелось. Я никогда не была в Сербии, ничего про неё не знаю, не очень хорошо ориентируюсь в истории балканских стран. Казалось бы, книга знакового сербского писателя об исторических событиях - хороший повод почитать-посмотреть-понять. Но нет - атмосфера в книге такая, что разменивать её на всякие отвлекающие манёвры со словарём кажется неправильным, поэтому придётся разбираться уже после прочтения. Направления разбирательства будут вот такие:

Вопрос 1. Что это значит?
Для начала неплохо бы понять, что же такое за зверь этот - магический реализм. Википедия говорит о том, что это жанр, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира. Кажется, что в этой книге наоборот - в магическую картину с летающей церковью вплетаются реальные события. Тут и, собственно, осада сербской святыни болгарами и половцами, и сожжение Константинополя, и один из крестовых походов, и война в Сербии конца 1990-х. Разные столетия и, казалось бы, несвязанные между собой события. В реальности они связаны географически - регион один, - в книге связь показана и через время, через сны персонажей. В их снах, оказывается, вообще много разного происходит, и кто его знает, где на самом деле сон заканчивается. Так царица Филиппа во сне ездит на охоту, встречает возлюбленного из другой эпохи, рожает ребёнка, но при этом умирает при родах в яви. Не похоже на учебник истории.
Пожалуй, реальность с элементами магии есть в самом начале книги, когда магия обозначена окнами, которые смотрят в разные времена, но волшебства как такового не так много. Как только на многострашном болгарском князе Шишмане появляется шапка из живой рыси - всё, привет, реальность покрывается таким густым туманом, что через него видны только очертания.

Вопрос 2. Как так?
Дело, на мой взгляд, в том, что в книге магия вплетена не в сюжет, но по мелочи присутствует почти в каждом предложении:

...слышна стала где-то поблизости молитва, которую читал три дня назад чтец.


Или вот так:

Молодая дама медленно удалялась вдоль берега, одетая в соответствии с раскроем интересов Республики.


И ещё так:

Трава, правда, немного влажная, но простудиться ты не простудишься, мы всегда расстилаем на ней тёплую беседу.


Вот таким образом магии становится все больше, и это настолько красиво и завораживает, что не до словарей становится. Хочется остаться там, в этом не то сне, не то реальности.

Вопрос 3. Но что, собственно, случилось?
В аннотации к книге говорится, что сюжет её основан на реальных событиях, но понять, что у них там на самом деле произошло, можно с трудом: напали на монастырь, понятно, что он был разрушен и восстановлен не сразу, боролись за власть над Византией и сожгли Константинополь, - это всё было, но внутри книги все сюжетные линии представлены фрагментарно, они - опять же через сны, - вплетаются одна в другую, в них появляются всё новые и новые персонажи. Ближе к развязке окончательно перемешались все времена и последовательность событий, и из-за этого картинка реальности в книге похожа даже не на разбитое зеркало, а на разбитую византийскую мозаику из смальты, в которой все осколки перепутались.

С чем я останусь? Надо бы почитать про историю Сербии и монастыря в Жиче, освежить и углубить то, что я знаю про Венецианскую республику и византийских василевсов, но это всё потом. Пока пусть побудет сон.

Прочитано в рамках Долгой Прогулки, июнь 2018, основное задание. Команда "Читаем за еду!"