Больше рецензий

4 июня 2018 г. 06:16

3K

5 На фундаменте канона

Методы Рационального Мышления — это книга, к которой многие относятся неоднозначно. С первых страниц фаны оригинальной серии начинают плеваться от жесткого переиначивания всего, на чем стоит великий Канон — Гарри думает перед тем, как делает, Драко, из плохого ребенка на факультете плохих детей превращается в очаровательного и талантливого дипломата, Рон задвигается на задний план, только лишь чтобы дать спотлайт целой персонажей, невидимых в каноне — Дафне Гринграсс, Сьюзан Боунс, Невиллу. Юдковский не делает жизнь фанатов канона проще, с самых первых глав начиная подшучивать над Роулинг, подвергая сомнению и критике самые мелкие детали оригинальных книг. Методы выглядят насмешкой, издевательством, трехтомником шуток над сказочностью оригинала. И именно такое начало, вероятно, ослепляет многих, не позволяя увидеть то уважение и аккуратность, с которыми Юдковский на самом деле подходил к написанию книги.

Одним из величайших достоинств этой книги я считаю то, что она смогла убрать сказочность, не трогая ничего еще.Весь восторг и таинственность волшебного мира остались на месте, его история, мрачность, эксцентричность абсолютно нетронуты. Но в каждый момент, когда какая-то деталь в оригинале выбивалась из повествования, когда что-то выглядело глупо, по детски, клишировано в ущерб логике — каждый раз такая деталь была не бездумно отброшена как недостойная, но была развернута, объяснена, дополнена, оставаясь прежней в основе. Драко, как потомственный аристократ, всё еще напыщенный и горделивый. Его отец, Люциус, всё еще грозный и холодный. Но откровенно ужасные люди никогда не смогли бы удерживать своё место на политической арене надолго, Люциус не смог бы завоевать поддержку и доверие союзников, если бы он открыто выражал к ним своё презрение. Поэтому как Люциус так и Драко становятся в Методах умными и расчетливыми дипломатами, которые знают как подобрать ключ к сердцам публики. Оставаясь при этом холодными, напыщенными и горделивыми.

Приведем несколько примеров, которые были раскритикованы рецензентами здесь.

О Гарри говорят, что его характер был полностью перевернут: "Он был смелым, но стал наглым". Это действительно так, за исключением того, что это логичное развитие его персоналии. Гарри Юдковского всё еще бесстрашный идеалист, рвущийся сражаться со злом. Но он потерял пиетет к взрослым, считая, что только некоторые люди действительно достойны того, чтобы их слушаться. Именно поэтому он является Героем — если бы он действительно верил, что взрослые умнее, сильнее и добрее него, то он бы просто попросил взрослых решать проблемы, вместо того, чтобы решать их самостоятельно.

Макгоннагл называют безответственной, послушной собачонкой, в которую она превратилась из грозного авторитета. Но и это лишь добавление глубины ее изначальному клише. Макгоннагл очень ответственна, но лишь в пределах области, которую ей выделил кто-то вышестоящий. Она будет превосходно преподавать свой предмет, и безжалостно наказывать нарушения дисциплины, но она не будет, скажем, планировать как искоренить хулиганство в школе. Хулиганство - это зло. Зло, о котором Макгоннагл знает, и которое ей очень не нравится. Но это зло, которое находится вне ее зоны ответственности, так что пока Дамблдор не скажет ей "Исправь это", она ничего не станет делать. Здесь она показана как идеальный "второй номер", который безупречно исполняет приказы, но с трудом может их отдавать.

Но, пожалуй, хватит петь дифирамбы, можно перейти и к плохому. Худшим недостатком книги, отвратившим от нее так много людей (хоть, пожалуй, привлекший не меньшее количество) является то, что она изначально использовалась как способ продвижения идей трансгуманизма и рациональности. Автор Методов, Елиезер Шломо Юдковский, задолго до начала работы над Методами вёл свой блог LessWrong, в котором написал целое множество научно-популярных статей на тему "как стать разумнее и рациональнее". В "Методах" некоторые из этих статей встречаются почти дословно, и это заметно. Время от времени повествование прерывается на целые страницы, только лишь для того, чтобы рассказать нам еще одну лекцию. Сами лекции достаточно интересны и приятны, но в художественном произведении они выглядят крайне неуместно. Чем дальше заходит повествование, тем реже Юдковский применяет этот прием, тем лучше он обрамляет материал в контекст происходящего, подавая его как обычные рассуждения героев. Но ранняя часть запятнана этим достаточно сильно.

Более того, настроение и тон ранней части книги достаточно сильно отличается от них же позднее. Первые главы посвящены исследованию, экспериментам и экспозиции. В этой части на нас вываливают особенно много объяснений "почему так", "как работает это" и "почему эта глупая деталь из оригинала на самом деле абсолютно логична и естественна". Она наполнена попыткам Гарри применить свои научные знания чтобы расколоть тайну магии. Это чисто технический, практический подход к нарративу, очень в стиле золотого века научной фантастики, в стиле Азимова, Нортон и Хайнлайна. Читателю предлагается загадка, а потом персонажи решают ее вместе с ним. Однако, опять же, чем дальше в лес, тем больше фокус смещается в сторону персонажей, драмы, истории, сюжета. Фактически, каждая из половин книги направлена на очень разных в своей сути людей. Многие фанаты оригинала, которые ожидали развития персонажей и мира будут отвращены нескончаемой наукой ранних глав. Те же люди, которых зацепило именно это, вероятно оказались весьма разочарованы, когда количество науки и познания в книге постепенно снизилось до пренебрежительных величин. Итоговая группа людей, которые любят и эксперименты и хорошую драму всё еще достаточно широка, но всё же уже, чем могла бы быть.

По итогу, я люблю Методы гораздо сильнее, чем я люблю канон. Но я люблю Методы именно потому что я люблю канон, именно потому что всё, что мне так нравилось в великолепном мире Роулинг здесь усилено, улучшено, исправлено. В своей работе Юдковский сумел сделать невозможное, и повысить планку, уже стоящую очень высоко. Именно поэтому я считаю "Методы" абсолютно лучшим любительским произведением, и одной из лучших книг, что я читал вообще.