Больше рецензий

31 мая 2018 г. 23:57

388

0 Июньский день

Тристрам Шенди – рассказ об одной семье, длинный как тот июньский день, когда обрадовавшись летнему солнцу, выходишь из дома, отправляешься прогуляться по Невскому, но не найдя в себе сил долго идти по прямой, сворачиваешь где-нибудь на Садовой, а потом бесконечные переулки, иногда тупики, встречи с чудаковатыми персонажами, размышления уличных художников на фонтанке…lentamente, tenute, иногда adagio. Кто знает, где вы окажетесь к концу дня.
Это роман-качели, выстроенный таким образом, чтобы постоянное движение от основного сюжета к авторским отступлениям раскачивало повествование, не давало ему затухнуть. Отступления поначалу внезапны, резкие переходы, стремительное вверх или ухающее вниз (главы об усах, о коварстве имен, текст проповеди, фрагмент старинной книги). Автор заводит нас в книгу лукавым обещанием рассказать свою биографию, решив начать со дня своего появления на свет, спустя треть книги на исходе дня и то ли второго, то ли третьего тома его первый крик наконец оглашает страницы.
Подобная манера повествования может раздражать, злить, огорчать. Мне же было легко и радостно, и, наверное, это один из недостатков романа – с определенного момента эти отступления стали для меня центральной линией, и я с любопытством наблюдала, как автор ускользнет от нас в очередной раз, упорхнет бабочкой, проснувшейся после сна с философом. Разломы повествования в нем, как золотые швы в японском искусстве кинцуги, оказываются неотъемлемой частью, подчеркивающей совершенство и целостность произведения