Больше рецензий

Alice_Woods

Эксперт

Я не эксперт, вас обманули

31 мая 2018 г. 13:49

3K

5 Первый кликбейтинг моего детства

- Ты знаешь, что главное в карьере писателя?
- Вовремя к кому надо подкатить!
- А ты знаешь, что главное в карьере художника?
- Вовремя кого надо трахнуть!
- А ты знаешь, что самое главное в карьере благородного дона?
- Вовремя к кому надо подкатить... И трахнуть его! (с) Весьма произвольно искаженная цитата из "Масяни"


Разговор с эльфом
Человек: - Эй, эльф, ты похож на девчонку!
Эльф: - Для вас, людей, все похожи на девчонок.
Человек: - Что ты имеешь в виду?
Эльф: - Ну взялись же откуда-то полуорки, полуогры...
Человек: - Заткнись!
Эльф: -...полудраконы, полукобольды...
Человек: - Эй! Я сказал заткнись!
Эльф: -...кентавры. (с) с просторов бескрайнего интернета

Я могу с полной уверенностью сказать, что "Рукопись, найденная в Сарагосе" - это первый кликбейтинг моего детства. Вернее, вампирбейтинг.
О милосердный читатель!
В свое оправдание я могу сказать только одно: мое увлечение миром упырей, вампиров и прочих кровососов случилось задолго до Стефани Майер, Сумерек и прочих Эдвардов Калленов. И вот именно в те трепетные юные годы мне на глаза попалось сокровище.
Нет, не так.
СОКРОВИЩЕ.

"Энциклопедия вампиров" стоила три тысячи рублей (по тем временам - немалые деньги), и нынче занимает почетное место у меня на книжной полке, как память о невинных подроcтковых забавах. Информации в этой энциклопедии, впрочем, было недостаточно - к примеру, там совсем не было ответа на вопрос, как стать вампиром, если тебе 12, и ты живешь в суровой сибирской глубинке.
Увы.
Зато там была статья аж на два абзаца, посвященная "Рукописи, найденной в Сарагосе". И там говорилось, что эта книга наряду с историей графа Дракула-Карди - если не столп классической литературы о вампирах, то тянет на серьезный такой зубастый апокриф.
Все то, что было написано о вампирах на тот момент, я уже перечитала. Оставалось достать "Рукопись".
Она была распечатана на рабочем принтере моей любезной матушки. Я честно дошла до приключений юной последовательницы Каббалы, когда до меня дошло: меня жестоко обманули. Все напрасно. Бумага ушла зря. Вампиров, с томным придыханием касающихся бледными губами шей юных дев, НЕ БУДЕТ. Будут рассуждения о происхождении видов, попытки поверить алгеброй гармонию и бесконечные истории, цепляющиеся друг другу за хвост.
Разочарование было столь сильным, что книгу я забросила и пошла пересматривать "Интервью с вампиром".

Прошли годы.
Принципиальное отличие человека почти-тридцатилетнего от двенадцатилетнего заключается в том, что, прежде чем сделать что-либо, ты почти всегда осознаешь последствия.
Перекрестясь и отложив осиновые колья, школьные надежды и влажные мечты о сексуальных кровососах (чья репутация, впрочем, была изрядно подмочена "Сумерками", и теперь они такого трепета в моей душе не вызывали), я взялась за "Рукопись".

И я не была разочарована!
Во-первых, темперамент благородных донов ничуть не уступал темпераменту вампиров из моих подростковых мечтаний: при виде любого сверхъестественного существа герои радостно кидались к ним в объятия.

Во-вторых, книга эта очень подобна на дитя внебрачной связи страшилок Эдуарда Успенского (которые я обожала в детстве), крипипасты (которую я обожаю сейчас) и сказок Тысячи и одной ночи (которую на этом фоне очень даже можно терпеть). Только вместо Шахерезады, которая с первым лучом солнца прекращала дозволенные речи, меня ждал суровый цыганский барон, математик, каббалист и еще много-много персонажей. Когда я пыталась по пальцем их перечесть, в голове заиграла песня Димы Сыендука: "Персонажей тоже много, многих я уже не вспомню...".
А нет, вспомнила! Несмотря на обилие, благородные доны не путались с благородными донами, а весьма лихо закрученная история заставляла внимательно следить за сюжетом.

Тем более сюжет-то какой: тут тебе и классическое "А давайте разделимся" - ну кто бы мог подумать, что этот тривиальный штамп из фильмов ужасов гораздо старше, чем мы думаем, и кузины главного героя, которые дьяволицы-не дьяволицы, поди пойми. Если честно, порой сходство со страшилками Успенского было таким сильным, что я ждала: вот сейчас герой уронит вилку, полезет под стол его поднимать, а у прекрасных кузин вместо ног - копыта!

К сожалению, копыт не было.
Автор обманул доверчивого читателя: сказал, что у всех земных тайн и загадок есть логическое объяснение, однако, части логических объяснений читателю так и не додал.
*РЕЖИМ ЗАНУДЫ ВКЛЮЧЕН*

спойлер
О том, что Пачеко говорит неправду, можно догадаться уже по тому, как он описывает демонов, вырвавших ему глаз: если вырвать глаз и залезть в глазницу языком, коснуться мозга невозможно, для этого нужно вырвать или проломить достаточно твердую и сложно устроенную костную стенку глазницы.
свернуть

*РЕЖИМ ЗАНУДЫ ВЫКЛЮЧЕН*

Но разве не таким образом поступает с нами матушка-природа? Стоит только человеку найти ответ на один вопрос, мучающий людские умы, как сразу возникает еще десять таких же вопросов. Неужели устройство Вселенной настолько сложно, что никогда не сможет быть охвачено человеческим разумом?
И - если в один прекрасный момент вопросов об устройстве мироздания у человека не останется, что мы почувствуем? Восхищение, вызванное могуществом человеческого разума?

Не думаю.
Мне кажется, что, раскрыв все земные тайны, человечество испытает как минимум разочарование. Окажется, что человеческий ум - величайший или по меньшей мере великий, раз он постиг устройство мироздания. А раз он великий, то и ответственность за все, что происходит с владельцами этого самого ума, лежит только на них самих.

Чего лишится человек, потеряв веру в непознанное? Иллюзий - или надежды? Ведь так приятно думать, что за гранью нашего мира есть нечто большее, нечто более могущественное, нечто, что, возможно, заботится о тебе и несет тебя по этому миру в теплой ладошке, ограждая от тех бед и печалей, которые ты не можешь вынести?

Хочется верить, что миру на тебя не плевать. Что есть Добро и Зло, которые сражаются за твою душу, что есть ангелы и демоны, склоняющие тебя на свою сторону. Хочется признать, что за твою душу идет битва, что твой выбор (а значит, и ты сам!) важен, что кто-то заботится о твоей судьбе в этом огромном мире звезд, путешествующих на невообразимо огромных пространствах по каким-то своим законам.
Хочется верить, что ты можешь на что-то влиять.

Именно поэтому религия - такая соблазнительная штука. Она - сплошное положительное подкрепление нашего чувства собственной важности. Вера говорит тебе: ты важен и нужен, за твою душу постоянно идет битва (на этой битве, кстати, построен весь сюжет "Рукописи"). А что если реальность скажет Человеку Всепознавшему: "Эй, всем плевать, расслабься"?

Вера говорит: где-то там, за какой-то гранью, которую ты еще не перешел, есть удивительный и прекрасный мир, в котором ты сможешь обрести все то, о чем мечтаешь - ну или хотя бы жизнь вечную, тоже, знаете ли, не бог весть что. А что если реальность скажет Человеку Всепознавшему: "Лол, ты помрешь"?

Религия говорит: человек, живи правильно, и ты возвысишься над собой, над этим смертным телом. А что, если реальность скажет Человеку Всепознавшему: "Эй, твое тело - это все, что у тебя есть. Выше головы не прыгнешь, белки распадаются, старение, смерть и ограничение физических возможностей заложены в твоем ДНК. Береги его, пока оно у тебя есть, и не надейся на всякие плюшки типа бессмертия, сверхспособностей и прочей фигни из комиксов. Живи, пока не подохнешь, если повезет, успей дать потомство и передать свои плешивые гены дальше. Впрочем, всем чихать".

Это будет величайшая трагедия человечества.
Поэтому я рада, что живу во времена, когда исследовано всего 7% мирового океана: это позволяет мне верить в русалок. Поэтому я рада, что не доживу до времен, когда человечество найдет ответы на все вопросы, разрешит все загадки, и не останется ничего, чему можно было бы удивляться.
У меня, по крайней мере, будет надежда.

ДП-2018, июнь, основное, Совята-Sodomyata with love