Больше рецензий

21 мая 2018 г. 14:25

646

4

Роман Томаса Гарди “Мэр Кэстербриджа” я прочитала сразу после его же “Под деревом зеленым”. У меня возникло ощущение, что автор не очень хорошо владеет структурой романа. В обоих случаях, сложно определить главного героя, идею; сюжет постоянно перескакивает от одной темы к другой. Есть авторы, которым такой тип повествования дается легко, будто реченька бежит, но не Томасу Гарди.
Иногда мне казалось, что автор по ходу романа теряет интерес к выбранному герою. Рассказал немного об одном, устал, ушел рассказывать про другого. Вялые попытки повернуть сюжет на 180 градусов бессмысленно усложняют структуру. Они выглядят так, будто он писал одну историю, а потом издательство попросило написать еще столько же. В итоге, все эти шьямалановские повороты только раздражают читателя. Хочется сказать ему - закончи уже вот эту историю, куда ты опять.
Томасу Гарди, казалось бы, надо писать небольшие новеллы или рассказы. Ему хорошо даются образы героев - их всех видишь будто на картину смотришь. Персонажи - это конек автора. Главный герой по имени Хенчард удивительно напомнил мне Броуди из романа “Замок Броуди”. Ослепленные гордостью, они совершают поступки, которые, может быть, даже не хотят совершать. Перед каждым важным решением, ждешь, что они вот-вот одумаются, но нет…
В этом романе Гарди снова рассуждает на тему смены поколений и уходящей эпохи. Будь я подростком, я бы, наверно, очень хорошо понимала молодого и меняющегося Фарфрэ. Но сейчас, став немного постарше, мне больше интересно - как Хенчард закостенел? Как получилось, что молодой человек, добившись успеха (а мы все знаем, что это возможно, только если ты гибок), вдруг стал старым хрычом? Очень жаль, что Гарди оставляет эту часть на воображение читателей.