Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

13 мая 2018 г. 09:15

3K

5 "Значит, настанет время и мы покинем мировую сцену, где с таким искусством разыгрывали в продолжение тысячи лет замечательную трагедию?" (с)

картинка KatrinBelous

"Смотрите, вот сияет солнце, зеленеет прекрасное море, нежный закат умирает за пальмами, а все в римском мире устроено вопреки справедливости - глупцы слывут за философов и с лицемерной важностью рассуждают о бессмертии души, и другие глупцы им рукоплещут..."

Время действия: 214 - 217 г.н.э.
Место действия: Римская Империя
Маршрут путешествия: Тома ~ Диоскуриада ~ Фессалоника ~ Лаодикея ~ Антиохия ~ Александрия ~ Остия ~ Рим ~ Карнунт ~ Аквилея ~ Антиохия ~ Парфия ~ Арбела ~ Рим ~ ос. Мелита ~ Эдесса ~ Антиохия ~ Тома
Сюжет: История эта началась, когда в одну ненастную ночь в хижину одной семьи из города Томы, последнего приюта прославленного поэта Овидия, постучался потерпевший кораблекрушение странствующий философ по имени Апполодор. Никто не захотел пускать на порог нищего старика и лишь в этом доме он нашел приют, отдых и разделил трапезу с его обитателями. Обосновавшись в Томах и став учителем риторики и философии для мальчиков из богатых семейств, Апполодор не забыл своих первых друзей и стал бесплатно учить их сына, несмотря на простое происхождение, юношу умного и любознательного. И вот когда нечистые на руку чиновники отобрали у семьи их дом с маленьким виноградником, должный достаться им по наследству, главный герой с поддержкой учителя и благословением семьи, отправляется в Рим, чтобы вернуть наследство и найти свою дорогу в этой жизни, оказавшейся совсем не такой простой как мнилось ему раньше, до знакомства со старым философом и его книгами.

"Мне казалось, что музы особенно благоприятствуют бедному скрибе, предоставив ему возможность, как в огромном театре, созерцать римскую жизнь."

Впечатления: "В дни Каракаллы" - своеобразная хроника путешествия главного героя в Рим в поисках справедливости, который уже обеленный сединами, вспоминает как боги дали шанс простому юноше из Томы стать очевидцем важных исторических событий и перемен в жизни Римской империи. Этот путь растянулся на три долгих года и казалось течение жизни главного героя было подвластно воле случая: если бы не тяжба с наследством и не встреча с Апполодором, он не отправился бы в Рим, если бы корабль на пути к "центру мира" не попал в шторм и не разбился, не было бы ни встречи с разбойниками, ни продажи на невольничьем рынке, ни работы в шахтах, ни в конце концов счастливого спасения и знакомства с человеком, который из сочувствия к злоключениям, преследующим юношу, не пристроил того в дом к Юлии Маммее, родственнице самого римского императора. Удивительно, но имя главного героя так и останется загадкой, сам он себя не называет, а окружающие за происхождение его отца зовут Сарматом. Так вот мальчик оказался талантливым калиографом и мог красиво и быстро переписывать тексты на любых языках. И этот его талант, позволивший ему выполнять должность скрибы даже в домах известных римских граждан, не только стал пропуском в гостиные, где вершилась судьба Рима, но и стал роком, отсрочившим возвращение домой. Но в доме Юлии Маммеи главный герой смог не только лицезреть многих знаменитых людей, сенаторов, государственных деятелей и самого императора, с поразительной проницательностью юности, отмечая особенности их характера, но и познакомиться с философами, а в лице поэта Вергилиана обрести друга. Более того, этот знатный патриций вскоре стал настоящим покровителем и даже сводным братом Сармата, и с тех пор они шли по жизни вместе и переживали множество приключений.

Очень понравился мне отстранённый, но благородный образ Вергилиана, племянника сенатора Кальпурния Мессалы, поэта и философа. Пускай он не был мудрецом и храбрецом, был подвержен римским порокам, но этот человек имел возвышенный дух и ясное зрение. Он четко видел сущность окружающих людей и ощущал назревающее крушение Рима. Чем-то он напомнил мне Петрония, хотя Вергилиан по духу более земной и более понятный, но даже линия любви у этих персонажей схожая. Думаю, я могу назвать именно Вергилиана своим любимым персонажем этой книги. Особенно, мне понравилось, что не смотря на бедность и низкое происхождение Сармата, прославленный поэт никак не принижал своего друга, а наоборот требовал от всех своих знакомых к нему уважения, как к самому себе, и всегда был готов прийти на помощь. Показательным был момент, когда Вергилиана не было рядом с главным героем, и его вчерашние знакомые подчёркнуто не обращали на него внимания, ведь он всего лишь простой скриба.

"Сладостно любоваться с берега разбушевавшимся морем... Или, стоя в полной безопасности на высокой башне, наблюдать за кровавым сражением. Но ещё упоительнее взирать с горных высот философии на людскую суету и заблуждения, на стремление людей к власти и презирать их ничтожные мысли."

Вместе с Вергилианом, главный герой, ведущий эти записки, стал свидетелем бунта против Каракаллы в Александрии и последующего за ним разграбления города римскими легионами, битвы с варварами, перешедшими Дунай, при Арбонне, войны с Парфией с осадой Арбелы, убийства по пути в Карры для поклонения местным божествам императора Каракаллы и дальнейшего дележа власти. Вместе два друга совершили ни одно путешествие, побывали в разных странах и городах. И пускай мне кое-где не хватало подробностей, но уловить настроение того или иного места мне удавалось. Мне понравилась та атмосфера, которая царила в этой книге, автору удалось перенести меня во времена имперского Рима.

"Нет на земле более жестокого народа, чем римляне. Они приносят богам жертвы, рассуждают лицемерно о добродетели. И в то же время истребляют для своего удовольствия тысячи людей, наслаждаясь их муками; они распинают рабов на крестах или отрубают им головы, а вечером умиляются над книгой Сенеки, называвшего людей рабского сословия своими братьями."

Заинтересовала после этой книги меня и история жизни императора Марка Аврелия Антонина, более известного под прозвищем Каракалла. Здесь главный герой затрагивает лишь самые важные вехи его правления и дает поверхностную характеристику его образа, но чтобы для себя составить исторический портрет императора этого вполне достаточно. Вот в который раз убеждаюсь, что Мартину даже выдумывать смерти своим героям позаковыристее не надо было, все уже есть в истории Рима, как здесь только людей не умерщвляли. Взять того же императора Каракаллу: говорят, он убил собственного отца, ну или ускорил его отход в мир иной, чтобы самому уже получить власть. Своего брата он убил на коленях собственной же матери. Причем обставил свое злодеяние так, что это брат его хотел убить, а он всего лишь устранил заговорщика. И все знали правду, но молчали ибо боялись. Конечно же, Каракалла позаботился получить поддержку легионов и вся армия была всегда за него. Тут кстати проявляются его единственные как по мне положительные качества: император, чтобы подчеркнуть свою близость к воинам, мог совершать долгие пешие переходы в строю вместе со всеми, при этом нести тяжеленного легионного орла и потом ещё рыть траншеи и обустраивать лагерь. Не чурался он и солдатского костра, да и в битвах не отсиживался в задних рядах, скорее всего именно поэтому он аж 7 лет продержался у кормила Рима. Вот с сенаторами и гражданскими лицами он был совсем не так покладист. Казни и убийства никогда не прекращались, императором владело маниакальное подозрение, что каждый богатый или умный гражданин Империи хочет составить против него заговор, и даже если заговор существовал лишь в воображении Каракаллы, этот человек все равно был умерщвлен, просто так на всякий случай. Но терпению всегда приходит конец и волею рока, Каракалла пропустил настоящий заговор, хотя мог его легко разоблачить. Император был убит собственным телохранителем, едучи в процессии в Карры, всего лишь отлучившись за холм ради потребностей больного желудка. Не слишком то достойная смерть для императора и напоминающая кончину одного из представителей "львиной" фамилии. Кстати, меня очень заинтересовала глава с описанием ритуального сожжения августа, как готовили императора к прощанию, как обустраивали костер и какими обрядами это сопровождалось. Я даже и не знала, что "по древней традиции на погребальный костер усопшего августа помещали в клетке живого орла. Когда огонь начинал подпаливать орлиные перья, птица разбивала нарочито хрупкую клетку и улетала ввысь. Считалось, что это возносится к богам бессмертная душа императора."

"Ты не увидишь того, что потерял сегодня, но будешь смотреть на то, что обретёшь завтра..."

Итого: "В дни Каракаллы" - историко-приключенческий роман об имперском Риме времён правления Антонина Каракаллы. Это обширное произведение, по наполнению, а не количеству страниц, затрагивающее и римские традиции, и быт, и повседневную жизнь, и ведение войн римлянами, и рассуждения философов, и историю цезарей. Не смотря на увлекательное повествование и приключения, в которые попадал главный герой, из-за такой наполненности текста книга читается далеко не за один вечер. Это не развлекательное чтение, наверное, это первая книга, которую я изучала с карандашом в руках. Обычно мне хватает закладок между страницами, но здесь ещё пришлось дополнительно выделять все заинтересовавшие меня мысли, факты и эпизоды:) А ещё после прочтения "В дни Каракаллы" мне захотелось узнать подробнее об эпизодах из жизни императора, кратко упомянутых здесь, и я уже даже нашла отдельный исторический роман о главе про бойню, случившуюся в Александрии. Так что книга Ладинского оказалась для меня максимально полезной и вдохновляющей на изучение эпохи Каракаллы, с автором же знакомство несомненно буду продолжать.

"Каждое пробуждение, сармат, можно сравнить с рождением новой жизни. Вдруг поднимается завеса над миром, и все в нем кажется новым, ярким, точно листва, омытая весенним дождем..."

картинка KatrinBelous
Прочитано в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию"

Ветка комментариев


Ну так...римляне пыль в глаза пустить любили) а тут ещё надо было задобрить легионы, замести следы и потешить публику зрелищем, ради такого даже можно пустить притворную слезу при прощании, не то что орла притащить на костер и организовать этот самый костер)


Точно, наверно в первую очередь из-за легионов все и устроили, раз этот император был там настолько популярным, ну и толпа пусть лучше стоит и смотрит, чем шепчется и замышляет всякое)