Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

13 мая 2018 г. 09:15

3K

5 "Значит, настанет время и мы покинем мировую сцену, где с таким искусством разыгрывали в продолжение тысячи лет замечательную трагедию?" (с)

картинка KatrinBelous

"Смотрите, вот сияет солнце, зеленеет прекрасное море, нежный закат умирает за пальмами, а все в римском мире устроено вопреки справедливости - глупцы слывут за философов и с лицемерной важностью рассуждают о бессмертии души, и другие глупцы им рукоплещут..."

Время действия: 214 - 217 г.н.э.
Место действия: Римская Империя
Маршрут путешествия: Тома ~ Диоскуриада ~ Фессалоника ~ Лаодикея ~ Антиохия ~ Александрия ~ Остия ~ Рим ~ Карнунт ~ Аквилея ~ Антиохия ~ Парфия ~ Арбела ~ Рим ~ ос. Мелита ~ Эдесса ~ Антиохия ~ Тома
Сюжет: История эта началась, когда в одну ненастную ночь в хижину одной семьи из города Томы, последнего приюта прославленного поэта Овидия, постучался потерпевший кораблекрушение странствующий философ по имени Апполодор. Никто не захотел пускать на порог нищего старика и лишь в этом доме он нашел приют, отдых и разделил трапезу с его обитателями. Обосновавшись в Томах и став учителем риторики и философии для мальчиков из богатых семейств, Апполодор не забыл своих первых друзей и стал бесплатно учить их сына, несмотря на простое происхождение, юношу умного и любознательного. И вот когда нечистые на руку чиновники отобрали у семьи их дом с маленьким виноградником, должный достаться им по наследству, главный герой с поддержкой учителя и благословением семьи, отправляется в Рим, чтобы вернуть наследство и найти свою дорогу в этой жизни, оказавшейся совсем не такой простой как мнилось ему раньше, до знакомства со старым философом и его книгами.

"Мне казалось, что музы особенно благоприятствуют бедному скрибе, предоставив ему возможность, как в огромном театре, созерцать римскую жизнь."

Впечатления: "В дни Каракаллы" - своеобразная хроника путешествия главного героя в Рим в поисках справедливости, который уже обеленный сединами, вспоминает как боги дали шанс простому юноше из Томы стать очевидцем важных исторических событий и перемен в жизни Римской империи. Этот путь растянулся на три долгих года и казалось течение жизни главного героя было подвластно воле случая: если бы не тяжба с наследством и не встреча с Апполодором, он не отправился бы в Рим, если бы корабль на пути к "центру мира" не попал в шторм и не разбился, не было бы ни встречи с разбойниками, ни продажи на невольничьем рынке, ни работы в шахтах, ни в конце концов счастливого спасения и знакомства с человеком, который из сочувствия к злоключениям, преследующим юношу, не пристроил того в дом к Юлии Маммее, родственнице самого римского императора. Удивительно, но имя главного героя так и останется загадкой, сам он себя не называет, а окружающие за происхождение его отца зовут Сарматом. Так вот мальчик оказался талантливым калиографом и мог красиво и быстро переписывать тексты на любых языках. И этот его талант, позволивший ему выполнять должность скрибы даже в домах известных римских граждан, не только стал пропуском в гостиные, где вершилась судьба Рима, но и стал роком, отсрочившим возвращение домой. Но в доме Юлии Маммеи главный герой смог не только лицезреть многих знаменитых людей, сенаторов, государственных деятелей и самого императора, с поразительной проницательностью юности, отмечая особенности их характера, но и познакомиться с философами, а в лице поэта Вергилиана обрести друга. Более того, этот знатный патриций вскоре стал настоящим покровителем и даже сводным братом Сармата, и с тех пор они шли по жизни вместе и переживали множество приключений.

Очень понравился мне отстранённый, но благородный образ Вергилиана, племянника сенатора Кальпурния Мессалы, поэта и философа. Пускай он не был мудрецом и храбрецом, был подвержен римским порокам, но этот человек имел возвышенный дух и ясное зрение. Он четко видел сущность окружающих людей и ощущал назревающее крушение Рима. Чем-то он напомнил мне Петрония, хотя Вергилиан по духу более земной и более понятный, но даже линия любви у этих персонажей схожая. Думаю, я могу назвать именно Вергилиана своим любимым персонажем этой книги. Особенно, мне понравилось, что не смотря на бедность и низкое происхождение Сармата, прославленный поэт никак не принижал своего друга, а наоборот требовал от всех своих знакомых к нему уважения, как к самому себе, и всегда был готов прийти на помощь. Показательным был момент, когда Вергилиана не было рядом с главным героем, и его вчерашние знакомые подчёркнуто не обращали на него внимания, ведь он всего лишь простой скриба.

"Сладостно любоваться с берега разбушевавшимся морем... Или, стоя в полной безопасности на высокой башне, наблюдать за кровавым сражением. Но ещё упоительнее взирать с горных высот философии на людскую суету и заблуждения, на стремление людей к власти и презирать их ничтожные мысли."

Вместе с Вергилианом, главный герой, ведущий эти записки, стал свидетелем бунта против Каракаллы в Александрии и последующего за ним разграбления города римскими легионами, битвы с варварами, перешедшими Дунай, при Арбонне, войны с Парфией с осадой Арбелы, убийства по пути в Карры для поклонения местным божествам императора Каракаллы и дальнейшего дележа власти. Вместе два друга совершили ни одно путешествие, побывали в разных странах и городах. И пускай мне кое-где не хватало подробностей, но уловить настроение того или иного места мне удавалось. Мне понравилась та атмосфера, которая царила в этой книге, автору удалось перенести меня во времена имперского Рима.

"Нет на земле более жестокого народа, чем римляне. Они приносят богам жертвы, рассуждают лицемерно о добродетели. И в то же время истребляют для своего удовольствия тысячи людей, наслаждаясь их муками; они распинают рабов на крестах или отрубают им головы, а вечером умиляются над книгой Сенеки, называвшего людей рабского сословия своими братьями."

Заинтересовала после этой книги меня и история жизни императора Марка Аврелия Антонина, более известного под прозвищем Каракалла. Здесь главный герой затрагивает лишь самые важные вехи его правления и дает поверхностную характеристику его образа, но чтобы для себя составить исторический портрет императора этого вполне достаточно. Вот в который раз убеждаюсь, что Мартину даже выдумывать смерти своим героям позаковыристее не надо было, все уже есть в истории Рима, как здесь только людей не умерщвляли. Взять того же императора Каракаллу: говорят, он убил собственного отца, ну или ускорил его отход в мир иной, чтобы самому уже получить власть. Своего брата он убил на коленях собственной же матери. Причем обставил свое злодеяние так, что это брат его хотел убить, а он всего лишь устранил заговорщика. И все знали правду, но молчали ибо боялись. Конечно же, Каракалла позаботился получить поддержку легионов и вся армия была всегда за него. Тут кстати проявляются его единственные как по мне положительные качества: император, чтобы подчеркнуть свою близость к воинам, мог совершать долгие пешие переходы в строю вместе со всеми, при этом нести тяжеленного легионного орла и потом ещё рыть траншеи и обустраивать лагерь. Не чурался он и солдатского костра, да и в битвах не отсиживался в задних рядах, скорее всего именно поэтому он аж 7 лет продержался у кормила Рима. Вот с сенаторами и гражданскими лицами он был совсем не так покладист. Казни и убийства никогда не прекращались, императором владело маниакальное подозрение, что каждый богатый или умный гражданин Империи хочет составить против него заговор, и даже если заговор существовал лишь в воображении Каракаллы, этот человек все равно был умерщвлен, просто так на всякий случай. Но терпению всегда приходит конец и волею рока, Каракалла пропустил настоящий заговор, хотя мог его легко разоблачить. Император был убит собственным телохранителем, едучи в процессии в Карры, всего лишь отлучившись за холм ради потребностей больного желудка. Не слишком то достойная смерть для императора и напоминающая кончину одного из представителей "львиной" фамилии. Кстати, меня очень заинтересовала глава с описанием ритуального сожжения августа, как готовили императора к прощанию, как обустраивали костер и какими обрядами это сопровождалось. Я даже и не знала, что "по древней традиции на погребальный костер усопшего августа помещали в клетке живого орла. Когда огонь начинал подпаливать орлиные перья, птица разбивала нарочито хрупкую клетку и улетала ввысь. Считалось, что это возносится к богам бессмертная душа императора."

"Ты не увидишь того, что потерял сегодня, но будешь смотреть на то, что обретёшь завтра..."

Итого: "В дни Каракаллы" - историко-приключенческий роман об имперском Риме времён правления Антонина Каракаллы. Это обширное произведение, по наполнению, а не количеству страниц, затрагивающее и римские традиции, и быт, и повседневную жизнь, и ведение войн римлянами, и рассуждения философов, и историю цезарей. Не смотря на увлекательное повествование и приключения, в которые попадал главный герой, из-за такой наполненности текста книга читается далеко не за один вечер. Это не развлекательное чтение, наверное, это первая книга, которую я изучала с карандашом в руках. Обычно мне хватает закладок между страницами, но здесь ещё пришлось дополнительно выделять все заинтересовавшие меня мысли, факты и эпизоды:) А ещё после прочтения "В дни Каракаллы" мне захотелось узнать подробнее об эпизодах из жизни императора, кратко упомянутых здесь, и я уже даже нашла отдельный исторический роман о главе про бойню, случившуюся в Александрии. Так что книга Ладинского оказалась для меня максимально полезной и вдохновляющей на изучение эпохи Каракаллы, с автором же знакомство несомненно буду продолжать.

"Каждое пробуждение, сармат, можно сравнить с рождением новой жизни. Вдруг поднимается завеса над миром, и все в нем кажется новым, ярким, точно листва, омытая весенним дождем..."

картинка KatrinBelous
Прочитано в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию"

Комментарии


По рецензии видно, что работа проделана серьезная! Моё уважение!
Катя, а где смогла найти римского солдата для последнего фото?
Отличная композиция получилась!


Спасибо=)
Это Ганнибал:) Давно искала себе на полку фигурки рыцарей и воинов, и вот недавно нашла, у нас целый лоток на книжном рынке открылся:)


Интересно))
В планах есть его "Анна Ярославна", начну с нее знакомство с автором)


У меня она тоже в планах) А благодаря бабушке даже книжка есть:)


Книжка - это хорошо)) хотя я уже почти отвыкла читать бумажные. Неудобно)))


Тогда тебе хорошо, не приходится страдать погонями за понравившимися изданиями=)


Не приходится) почти что и не покупаю бумажные (а вдруг не понравится?!) Единственное, что если уж книжка понравилась, то я бы, может, и купила. Но если нет в продаже с советских еще времен, то переживу и буду надеяться на то, что когда-нибудь переиздадут или просто попадется))


Какая необычная традиция с орлом! Я тоже никогда о таком не слышала.
Интересна история Каракаллы, действительно, каких только личностей в Риме у власти не было)


И я вот не слышала) Сколько про Рим не читала, а о погребальных традициях почему-то никто не пишет, что ввиду быстрой и редко естественной смены цезарей было бы очень актуально)


Может, на всех орлов не хватало, поэтому церемония проводилась далеко не каждый раз?)


Да автор пишет, что вроде бы это была обязательная часть ритуала) К тому же Каракаллу сжигали наспех и сами по сути заговорщики, но орла все же потрудились найти)


Какие правильные заговорщики - хоть и свели с ним счеты, но все устроили, как положено)


Ну так...римляне пыль в глаза пустить любили) а тут ещё надо было задобрить легионы, замести следы и потешить публику зрелищем, ради такого даже можно пустить притворную слезу при прощании, не то что орла притащить на костер и организовать этот самый костер)


Точно, наверно в первую очередь из-за легионов все и устроили, раз этот император был там настолько популярным, ну и толпа пусть лучше стоит и смотрит, чем шепчется и замышляет всякое)