Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

2 мая 2018 г. 21:45

1K

3.5 Долгое эхо.

Вы помните из школьной программы по литературе Пришвина? Я – нет. В моей памяти прочно отпечатались монументальные «Война и мир», «Тихий дон», «Преступление и наказание», «Обломов» (вот уж произведение, которое я до сих пор считаю самым длинным на свете!). Остались краткие, выжженные каленым железом зубрежки, фрагменты и слоги Грибоедова, Пушкина, Тургенева, Горького и Островского. Даже Лондона и Тютчева я помню лучше. А на полочке под названием «Пришвин» в закромах моей памяти пусто…. Это что-то из младшей школы или средней? Это кажется, о природе, правильно? Это из тех, кто приспособился к советской власти, да?  Сваленные в одну кучу обрывочные воспоминания со школы мешаются с со случайными фактами советской истории времен универа.  И я, бесконечно далекая от отечественной литературы, я, горячая поклонница зарубежной прозы во всех ее проявлениях, выбираю в ЖЗЛ среди множества биографий книгу Варламова… Где-то в душе при имени Пришвин отзывается эхо… Когда-то чем-то он тронул мое сердце. И даже если я не помню, когда и чем, внутри меня разносится далекое, раскатистое, многоголосое, лесное эхо…

Он – купеческий сын, а мать из старообрядцев. И удел его был какой угодно, только не литературное поприще.
Его исключили из гимназии из-за ссоры с учителем, его кумиром и примером Розановым. И всю свою жизнь он внутренне спорил, доказывал, боролся с образом его.
Он сбегал из гимназии, потому что хотел отправиться в Азию. Хотя биографы спорят, правда ли это.
Он побывал в тюрьме за обвинение в распространении нелегальной литературы. Но то была царская тюрьма, и по просьбе его даже перевели в камеру, где из окна видны рассветы.
Ему не везло с женщинами, он не умел любить земную, близкую, обычную, а любил возвышенное, эфемерное, далекое существо.

…о девушке, которая откинулась в кресле, закрыла глаза, вдруг вспыхнула и прошептала: „За такое чувство можно все отдать“. А я ей читал в это время с бумажки исповедь своей любви к ней, все видел и почему-то не смел. И так прозевал я, пропустил навсегда единственную, предоставленную мне минуту блаженства в жизни самой по себе. Так было назначено мне — променять жизнь свою на бумажку…

Он не считал себя настоящим писателем. Он поздно начал писать. Его называли этнографом. Он был чужаком в стане поэтов и писателей. И при этом всю свою жизнь он воспринимал как объект искусства – описывая ее подробно, красиво и красочно для будущих читателей. Дневники – как исповедь. Писать о себе, любя себя.

Я начинала читать биографию Пришвина в аудио формате, и вскоре поняла, что восприятие книги целиком и полностью искажается слишком неудачным чтецом. Безлико, без эмоционально, чужим, отстранённым голосом. И вроде бы паузы где надо, и ритм неспешный, а тошно становилось от такого изложения. Когда я перешла на электронный вариант, все изменилось… Я ушла в Пришвина с головой.
Имя Алексея Варламова было у меня на слуху. Я не читала пока его книги, и теперь могу отдать должное. Да, наверное, это не идеал биографии, да, где-то что-то мне не нравилось (допустим, в какой-то момент я устала от маниакально подробного разбора ситуации с Розановым), главный критерий хорошей биографии для меня, это желание познакомиться с творчеством главного героя. Это, в самом деле, главное! Рассказать о человеке так, что хочется читать, узнать, внимать, разгадывать….

Я хочу сопоставить образ Варламова и реального человека. Хочу прочесть «Кощееву цепь» и все-все дневники. Их 8 томов, господа, представляете! Хочу перечитать «Кладовую солнца» (вот точно помню, что в школе читали, но не помню впечатлений). Хочу изучать его фотографии, очерки, статьи…
Хочу понять.

Это рецензия из моего жж

Комментарии


Тоже какие-то отзвуки в голове со школы от Пришвина. И путаю его с Короленко в воспоминаниях.
Больше он всплывал, мне кажется, не в качестве произведения для чтения, а давали отрывки из его книг для тренировки грамматики. Типа выдержки из произведения, где демонстрируется какое-то правило.


А я как раз Короленко хорошо помню, но частично. Помню как читала его "Слепого музыканта" и заливалась слезами, и в итоге не дочитала.
А про выдержки для русского языка - точно! У нас в школе Пришвина тоже давали.


да, в начальной школе (2-4 классы), но от "Кладовой солнца" я помню только название и обложку книги, и еще, что он писал о природе ( а Бианки о животных, а Паустовский - это "Кот-ворюга"), дальше воспоминания путаются)


Если в начальной школе, тогда ничего удивительного)) И кстати, Паустовского с Бианки тоже почти не помню... Имена знакомы, и это все. После этой книги очень хочу что-нибудь Пришвина прочесть, надо будет в библиотеке проверить, думаю, если в моем Дагомысе ничего не найду, в школьной, на работе, уж точно будет.


В Дунино под Москвой есть старая усадьба Пришвина, в которой он жил - теперь это его музей. Я там был, и мне запомнилась необычайно увлечённая Пришвиным женщина-экскурсовод (кажется, она же и заведует музеем), которая, вроде как, приняла музей от самой вдовы писателя.
У меня сложилось впечатление, что Пришвин был скорее автором дневников, таким свидетелем эпохи, чем писателем в привычном понимании этого слова.


Очень интересно, спасибо. Увлеченные экскурсоводы на вес золота, их имена нужно передавать друг другу как особую ценность. Во всяком случае, мне такие попадались не часто, и я благодарна каждому.
Про дневники я тоже много читала и слышала (уже после этой биографии, полезла в интернет). Сначала хочу "Цепь" прочесть, а потом буду искать дневники.


Спасибо, у Вас очень хорошая рецензия.

Спасибо!