Больше рецензий

1 мая 2018 г. 23:44

5K

4 Сказка о добром пессимисте.

Классической литературе повезло с Бальзаком. Таким талантливым, наблюдательным, плодовитым и невероятно работоспособным. Самому же писателю повезло не так сильно, если верить Моруа. Все то у него было с изъяном - и семья, и общество, и характер. Признавать не хотели, в академики не принимали, долги не прощали - от кредиторов он всю жизнь прятался, как призывник от военкомата. Одна отдушина - воображаемая реальность, которую он мог создать и подарить людям. Ну и еще женщины, которые его активно любили за выразительный взгляд, доброе сердце и умение влезать в долги.

Литературный талант был присущ всем в семье Бальзака. Писали домочадцы много и с удовольствием. Мама, сестры, племянницы и даже соседи при случае такое письмецо могли настрочить, что хоть бери и целиком в роман вставляй. Так что тренироваться в сочинительстве пухлощекий и редкозубый Оноре начал еще в юности. Практиковался много и вдохновенно, оттачивая стиль и копя сюжеты. Объединяя духовное и материальное. Обитая одновременно и в мире реальном, и в мире воображаемом. Такое не проходит бесследно. Миры влияют друг на друга, как положительно так и отрицательно. Невзгоды реального мира вторгались в мир воображаемый. Фантазия наносила ответный удар, подталкивая к сомнительным финансовым авантюрам. Заставляя писать, чтобы жить и жить, чтобы писать. Употребляя в дело любую трагедию, любую удачу. Сочиняя романы, Бальзак ничего не выдумывал, но и не копировал. Все характеры и сюжеты взяты из жизни. Все преобразовано его литературным гением.

Если выбирать девиз его жизни, то это будет: "Все или ничего!" Бальзак не мог довольствоваться малым. Не мог жить, не мечтая о славе и богатстве, о возможности быть принятым в свете. Но никто не спешил пригласить его на праздник жизни. Он лез в политику, не желая выбирать сторону. Оценивал людей, а не идеи. Причем, с религией пытался провернуть тот же фокус. Чем больше зарабатывал, тем больше тратил. Демонстрируя потрясающую неспособность жить по средствам. Шиковал и тратил не полученное. Был ужасно не практичным в жизни, хотя в романах демонстрировал отличную прозорливость. И трудился как вол, чтобы приблизиться к той жизни, о которой мечтал.

Не забывая при этом пожинать плоды собственной популярности у женщин. Он не обладал завидной внешностью, зато у него были беспроигрышные артефакты - перчатки и трость. С такими достоинствами можно предъявлять к выбору спутницы жизни любые требования: чтоб не пил не курил.. молода, красива, умна, чувствительна, а главное - богата и происхождения самого что ни на есть благородного. Взамен можно предложить свою гениальность и долги. Справедливый обмен.

Его почерком типографские наборщики пугали своих учеников. Потенциальные "литературные негры" растворялись в ночи уже после нескольких суток сотрудничества, не вынеся рабочего режима Бальзака. Нормальные люди по столько часов кряду работать не могут, такое под силу лишь титанам. Он сжег свое здоровье, чтобы вдохнуть жизнь в Человеческую комедию. Он получил свое "все", но насладиться триумфом уже не успел.

Грустная получилась у Моруа книга. Под стать жизни Бальзака. И очень подробная. Со множеством писем, финансовых выписок и описанием книг, вышедших из-под пера Оноре. Пересказ романов радовал особенно. Иногда даже казалось, что я читаю сборник рецензий Моруа на все книги Бальзака. Интересно было сравнить впечатления в случае прочитанных нами обоими книг. Что же касается пока не прочитанных, то я пришла к выводу, что все книги Бальзака можно проспойлерить всего двумя словами: "Деньги и женщины"!

Вика SantelliBungeys и Полина LiseAlice спасибо вам за душевную компанию!

Ветка комментариев


Да, время одно, поэтому было вдвойне интересно. Можно увидеть как одно и то же время, общество, мода наконец воспринимаются разными людьми. И Дюма и Бальзак *и еще Гюго с ними, и Готье))* были современниками, но какие же они разные по характеру. По разному относятся к тем же долгам и работе. Дюма больше воспринимается как оптимист, Бальзак же пессимист. И это отражается в их романах. У Дюма - лихие приключения, у Бальзака - тлен и безысходность. И Моруа это перенял и написал две разные биографии, одним своим содержанием и атмосферой передающие характеры писателей.


Ну у Дюма еще было интересно то, что Дюма-отец был оптимист, весь в долгах, а Дюма-сын - рефлексирующий пессимист, притом весьма обеспеченный)) контраст такой интересный. В общем, наверное, и до Бальзака доберусь. Заодно кратко ознакомлюсь с его книгами, а то сама я их вряд ли скоро прочитаю)))


Там же еще Дюма-дед был, совершенно фантастическая личность) И Дюма-отец зажигал. Получилось, в книге три личности, тесно друг с другом связанные, но каждый со своей изюминкой. А в Прометее только Бальзак. Он грустит. Он закусывает удила и рвется в бой.Он один против целого мира. Мрачняк.. В общем, читать надо))


Ну потому же и называется Три Дюма)) Дюма-дед - про него я вообще молчу, он как из книг своего сына вышел, нереальную какую-то жизнь прожил, понятно, было чьим образом писателю потом вдохновиться))
Пока не хочу мрачняк) детскую книгу начала читать, бальзам на душу)


Это интересный мрачняк) можно будет принять после бальзама)


Ближайшее время, как обычно, расписано) а там посмотрим, может, на мрачняк потянет)


Обязательно потянет, Вика обещала серьезную рецензию)


Уже боюсь)


Ожидание всегда страшнее)))


Посмотрим))


Очень серьёзную))) с Галустяном!


Это запредельный уровень серьезности.


Значит правильный выбор муза)))


Вот в романе о Дюма мне не хватило анализа его основных романов. Хорошо что в книге о Бальзаке это есть.


Если не хватало в книге о Дюма, то и здесь будет не хватать. Автор то тот же)


И верно, один. Наверно ввёл в заблуждение ваш отзыв, что в книге о Бальзаке он упоминает и пересказывает сюжеты его романов. Ибо в книге о Дюма Моруа о его романах практически ничего не пишет, или крайне мало. В основном биография и письма.


Книга о Дюма меньше по объему и там целых три персонажа. Здесь же только Бальзак с запредельным количеством написанного и 700 страниц, есть где разгуляться. В целом создается ощущение, что произведениям Бальзака отводится много места, но возможно , если сравнить тексты биографий, окажется что особой разницы в презентации творчества двух писателей нет. Разве что в биографии Дюма было больше обращений к историям, которые легли в основу романов, а в биографии параллели с эпизодами из жизни автора и или его современников.