Больше рецензий

21 марта 2011 г. 08:46

572

5

Когда начинала читать, все сравнивала их с любимым Моэмом, а потом решила таки выяснить, что же такое новелла и оказалось, что сравнение было не совсем верное, потому что новеллы Моэма я как раз и не знаю. Больше всего понравилось определение новеллы у Гете – «одно необычайное происшествие». Словари говорят, что новелле, в отличие от рассказа, не свойственен психологизм – а ведь именно это, пожалуй, прежде всего и бросается в глаза при сравнении с Моэмом.

В предисловии книги новеллы Мопассана обозвали «веселыми рассказами о горькой и суровой правде жизни». Вообще предисловие, конечно, историческое. В том смысле, что ясно показывает, до какой степени доходила в нашей стране агитация: жалость к простым рабочим людям и ненависть к «трусливой буржуазии», к «жестокости и уродству буржуазной жизни», «наглому торжеству буржуазной пошлости», ну и т. д. Автора предисловия явно не смущает тот факт, что во многих новеллах речь идет о скупости и жестокости крестьян – коммунизм, как известно, опирался прежде всего на рабочих, а к крестьянам с их чувством собственности и «мещанства» всегда относился с подозрением.
Впрочем, хватит уже о предисловии, вернусь к самим новеллам.

Из 38 новелл, опубликованных в данном издании, – только одна совершенно светлая «Лунный свет». Кстати, свет луны явно не оставлял Мопассана равнодушным, как, впрочем, и свет солнца, - он периодически возвращается к ним в том или ином произведении и часто этот свет мистически благоприятно и окрыляющее действует на героев.
Кроме «Лунного света», есть достаточно нейтральный «Святочный рассказ» - ни плохой и ни хороший – мистическая история о женщине, в которую вместе с непонятным яйцом вошло что-то дьявольское. И только церковь смогла ее исцелить. Кстати, как все-таки Мопассан относился к церкви? Явно не идеализировал, но симпатию у него она вызывала и церкви давался шанс, как в «Лунном свете», понять, что Бог и Природа мудрее тех книг и заповедей, которые внушили себе люди.
И еще есть один симпатичный рассказ с хорошим концом – «Папа Симона», но начинается он как раз с людской жестокости - детской жестокости. Когда дети даже толком не понимают, над чем они издеваются, но подражают взрослым в своем стремлении посмеяться, унизить несчастного человека, который выбился из общепринятых нравственных правил.

В романах Моэма много именно психологии – там так детально объясняются поступки героев, что даже если видишь, что поступок нарушает правила – его понимаешь, а человека прощаешь. Граница между правильным и неправильным стирается и остается только – «не судите, да не судимы будете». У Мопассана нет этих объяснений – мы видим результат. И, возможно, именно он оказывается важнее – не то, что двигает человека на подлость и героизм, а сам поступок, которому в конечном итоге можно придумать любую интерпретацию и объяснение, оправдание. Но поступок от этого не изменится по своей сути.



У человечества не получается. У человечества в целом. Поэтому бесконечные споры о преимуществах социалистической системы над капиталистической или, скажем, наоборот, не имеют никакого смысла.
А. Макаревич «Маленькие иSTORYи»



Хуже того — у человечества не всегда получается быть людьми. Вот что самое страшное.
Казалось бы, банальная ситуация — две бедные семьи с кучей детей в каждой. Проезжающая мимо богатая бездетная дама умиляется, глядя на маленьких детишек и просит отдать ей одного из них. Или точнее — продать, чтобы заодно поправить материальное положение оставшихся. И одна мать приходит в ужас и отказывается продать сына. А другая соглашается..
Через несколько лет воспитанник этой дамы приезжает в гости к своей матери. И бедный парень из соседней семьи видит — кем бы он смог стать, если бы его продали. И не может простить своих родителей..
Вот такая «веселая история» Ги де Мопассана, одна из.. Вечная классика, в конечном итоге не имеющая никакого отношения к политическому строю.

murrmarrik.livejournal.com