Больше рецензий

19 марта 2018 г. 11:41

1K

3 instagram-переезд

Всякий раз, когда писатель задумывает нанести на карту литературы новое явление, он неизбежно задумывается о форме. Ведь она должна соответствовать идее, чтобы композиция была мысли впору, не сжимала в недосказанности, но и не болталась пустословием. К тому же писатель хочет приблизиться к своему герою, влезть ему в голову, понять его досконально. Вот и придумывает разные подходы. В средние века, в эпоху плутовских романов начали писать от первого лица, одним из лучших стала «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» Кеведо. Гете использовал дневник героя, чтобы подробнее написать «Страдания юного Вертера». А Шодерло де Лакло обратился к личной переписке, чтобы посмотреть как сплетается клубок интриг «Опасных связей».
Куда же отправиться современному автору за откровенностью, за обнаженным чувством, за сокровенными мотивами? Порыскать в письменном столе, в бумагах, в счетах? Поставить прослушку? Засесть с биноклем? Где протекает настоящая жизнь современного героя?
В соцсети, все в соцсети! Удивительное поле, которое требует описания, как новые земли. Здесь же требуются подробные описания и наблюдения, чтобы отличать допустимое и не съесть «поганку». Какие истории могут развернутся здесь, какие герои? На каком языке говорят и каких законов придерживаются?
Встать на малоизученную землю рискнула писательница Алла Дейвис в своем романе «Эмигрань». Ее персонаж всегда пытается преодолеть тесноту. Из нищеты и скованности советского города - в роскошные жаркие Арабские Эмираты. Из жесткого рабочего расписания - в беспредметную жизнь английской безработной. Из тишины утренней комнаты - в беседы с подписчиками. Из однообразной медленной реальной жизни - в бесконечный интернет.
Композиционно, «Эмигрань» пользуется достижениями «Героя нашего времени». Чтобы герой прозвучал многими голосами, автор собирает самые разные источники. Посты в Инстаграм - это основа текста, здесь у нас складывается впечатление о персонаже. Но многомерность создается за счет заметок к постам, которые делает героиня с позиции времени.
Интересно, как Алле Дейвис удается ввести второстепенных персонажей, ведь социальная сеть очень индивидуализированное средство коммуникации. С одной стороны, много внесценических персонажей, о которых мы узнаем из постов : свекровь-bitch, сорокалетний муж-мальчик, пригвожденная к трудовому столбу мамушка, папаня алкаш с невинной душой. Но есть и герои новые, о которых мы узнаем из комментариев под постами, где ругаются и спорят, благословляют и благодарят.
Показывая, как персонажи распоряжаются сетью, какие ограничения накладывают на себя, какими пользуются свободами, Алла Дейвис смогла показать, что такое Инстаграм для русскоговорящего взрослого человека. Оказалось, что оффлайн привычки прошлого, нельзя изменить сверхновыми технологиями. Персонажи не слышат друг друга, любой их диалог превращается в бессмысленные цепочки из языковых шаблонов-стереотипов. Драматизм создается как раз на стыке жажды коммуникации и невозможности понять и быть понятым. И пока одним современные технологии позволяют расширять границы, другим же они позволяют городить еще больше заборов. Дар сети заключается в том, что когда становится невыносимо тесно, ты можешь уйти в оффлайн.

Комментарии


Почему не слышат? Автора да не услышали, потом пытались помочь перепосиами, не помогло.
Диалог вели вполне обычный, как ещё выражать сочувствие, подбадривать? А если говорили автору не в кассу, у нее сразу щетина дыбом.