Больше рецензий

9 марта 2018 г. 00:38

3K

2.5

То ли книга и правда очень скучная, то ли это у меня с теорией искусства дела никак не идут на лад. Как ни возьмусь за культурологию - каждый раз читать о ней становится невыносимо. Хотя в данном случае, похоже, присутствует и вина составителей: получился какой-то урезанный сборник с обрывками мыслей на разные вариации да несколько унылых приложений к нему. Одно приложение, более современное, повествует о перемещениях рукописей Леонардо с XVI века и до наших дней; звучит всё это не особенно увлекательно... Второе приложение принадлежит каноническому биографу Джорджо Вазари и представляет собою восторженный панегирик.
В основной части книги приведены, в первую очередь, суждения Леонардо об искусстве, в конце разбавленные естественнонаучными размышлениями. Многое в форме афоризмов и многое повторяется, только в разных выражениях (об этом читателя предупреждает сам автор - дескать, мыслей много, не буду же я каждый раз вспоминать о том, о чём уже писал, а о чём ещё нет...) Вообще, книгу я читала по нужде (собственное желание у меня бы вряд ли возникло, так как я никогда не питала интереса к творчеству Леонардо да Винчи) и искала в ней ответы на определённые вопросы: например, для чего нужны были художнику все эти махинации с зеркалом (тот самый так называемый "зеркальный шифр"), или же - в чём заключалось его новаторство в технике светотени? Ответы я нашла, и даже исчерпывающие, так что чтение не было таким уж бесполезным. Даже нашлись интересные моменты: было любопытно прочесть о том, как, по мнению Леонардо, художник должен изображать сюжет Великого Потопа; или узнать об истории Мона Лизы в изложении Вазари. Наверное, стоит прочесть роман Дм. Мережковского о Леонардо да Винчи, чтобы в дальнейшем изменить о нём своё обывательское мнение...

Комментарии


Есть исследования А. К. Дживелегова и Л. М. Баткина...


Да, благодарю! О первом авторе я либо ничего не слышала, либо забыла, а вот Баткина давно хотела почитать! Но читать исследования - скучно, когда нет живого интереса к предмету, поэтому я бы хотела начать с художественного романа о жизни и творчестве Леонардо да Винчи, чтобы воссоздать у себя перед глазами его образ, а не относиться к нему как к неинтересной для меня персоналии, чьё творчество никогда меня особо не восхищало.


Мережковского я почти не читал, но слышал такие отзывы - он очень интересен, но предельно специфичен, автоцентричен, о ком бы он ни писал, он будет писать о своей особой религиозной идее...


Я у Мережковского совсем ничего не читала, но слышала прямо противоположные отзывы: что он историчен, грамотен, но в то же время что события действительно представлены в специфическом авторском видении - мне кажется, это к лучшему. По-настоящему интересный автор всегда узнаваем. У него, я так понимаю, повествование обычно построено на диалектике христианства и язычества, традиционности и противостояния.


Проверить, конечно, стоит... :)


не осилите Мережковского, видимо....

Мережковского я "осиливала" пару месяцев назад. Мне его творчество не особенно понравилось. Почему-то не вызвала никаких чувств его стилистика. Кто-то из критиков Мережковского писал, что его романы слишком безжизненны и академичны. Мне тоже так показалось. Впрочем, я всё равно планирую ознакомиться со второй частью трилогии, которую Вы, видимо, имеете в виду.