Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

4 марта 2018 г. 20:30

5K

4 О женской судьбе, дружбе и культуре иного мира

Тот случай, когда книга сама меня нашла. Вот не хотела я ее читать, хотя она то и дело попадала мне на глаза, но судьба в виде игрового совета таки меня настигла=)

Так что книгу я прочитала и, надо сказать, все оказалось гораздо лучше, чем я рассчитывала. Боялась я, что мне будет трудно, непонятно и неинтересно читать, потому что к китайской и японской литературе я отношусь весьма прохладно. Ну не мое это, проще уж сразу про инопланетян читать, наверное. Но тут, скорее всего, сказался тот факт, что хоть книга и о Китае, автор-то - американка. И для нее все то, о чем она пишет в книге, когда-то, до того, как она всерьез этим заинтересовалась, был такой же темный лес, как и для меня, а потому она способна донести информацию до непосвященного читателя доступно и интересно, при этом не теряя восточного колорита. Так что, как оказалось, книга читается очень легко, но, разумеется, ее главное достоинство не в этом.

Роман ценен прежде всего тем, что раскрывает "внутренний мир женщин" - ту область китайской жизни и культуры XIX века, которая за пределами страны мало кому известна. Автор собирала информацию по крупицам, отыскивая еще живых свидетельниц ушедшей эпохи, а также тех, кому об этом рассказывали бабушки и прабабушки. Изучала имеющиеся труды ученых. Сама ездила по отдаленным, глухим уголкам страны и впитывала то, что еще можно почерпнуть на развалинах старых обычаев. И вот в результате всего этого родилась история двух женщин - Лилии и Снежного Цветка. Может быть, что-то с фактологической точки зрения здесь и не совсем достоверно, но, думается, автору удалось передать сам дух эпохи и то состояние души и умонастроения, что господствовали в "верхних комнатах", где женщины проводили всю свою жизнь.

Роман написан в виде своего рода биографии, а на самом деле исповеди старой женщины, которая прошла длинный путь от маленькой девочки из бедной семьи до богатой и влиятельной вдовы, матери, бабушки и прабабушки большого и уважаемого семейства. Она вспоминает всю свою жизнь: что она делала, кого любила, как ее воспитывали, чем она дорожила, что было для нее важным. И через все это нам раскрывается жизнь и судьба китайской женщины того времени.

Лилия, как любая девочка, была никчемной ветвью своего рода. В стране, где только сыновья имели значения, дочь, тем более вторая и тем более в бедной семье - только лишний рот. Существо, которое родители должны кормить, одевать и воспитывать только для того, чтобы, когда вырастет, она ушла в семью мужа.

Но судьба Лилии не была обычной. Сваха, однажды посетившая ее семью, нашла, что ноги девочки могут стать идеальными "золотыми лотосами", а значит, она может рассчитывать на выгодный брак в будущем. А кроме того, Лилии было предложено заключить с другой девочкой союз лаотун, который делал бы их сестрами навек. Так в ее жизни появилась Снежный Цветок, дружба с которой стала для нее самым важным, важнее отношений с родителями, мужем и детьми. Это была единственная любовь к другому человеку, которую она пронесла через всю свою жизнь.

Тут я от сюжета отвлекусь, поскольку он там вообще не главное. Главное - вот эта странная для нас, необычная и труднопостижимая культура, обычаи и традиции, что не поддаются нашей логике. В частности, союз лаотун. Статус девочки, заключившей такой договор, резко повышается. Она становится более желанной невестой, а в совокупности с "золотыми лотосами" - и вообще идеал. Почему??? Наверное, никогда не смогу понять. Какую такую ценность добавляет девочке факт наличия у нее "договорной" подруги, союз с которой, по обычаю, нерушим, и важнее для вступившей в него всех прочих отношений? Чем хуже, если у нее просто есть названые сестры из родной деревни?

Хотела бы сказать, что про "лотосы" я вообще молчу (в смысле, что этот обычай понять уж совсем невозможно), но как тут промолчишь? Про бинтование ног уже много сказано, но это не отменяет того факта, что это полная жесть. В этой книге весь процесс расписан очень подробно, автор опиралась на воспоминания женщин, в детстве переживших эту процедуру, и вышло у нее настолько достоверно, что хотелось закрыть книгу и спрятать голову в подушку, только чтобы не видеть перед собой этих девочек, которые, согласно традиции, «обретали красоту через боль». (Хочется сказать: «В гробу они видали подобную красоту», но ведь некоторые и правда видели ее уже там. Если учесть, сколько девочек умирало в процессе от заражения крови). И ведь, самое главное, став взрослыми женщинами и матерями, они проделывают все это со своими собственными дочерьми, повторяя им те же слова, что когда-то слышали от своих матерей (без этого ты останешься никчемной, страдай и обретешь награду… Девочка, которая перенесла эту боль, сможет перенести и роды). Нам, наверное, никогда не понять (да я, честно сказать, и не хочу понимать), что за красота такая небесная заключается в ногах-копытцах семи сантиметров длиной! Каждый раз, сталкиваясь в книгах или статьях с «золотыми лотосами», рассматриваю фотографии из какого-то извращенного любопытства… и с трудом сдерживаю отвращение. Безумно эротичное зрелище, ага. Забинтованные ноги – самая интимная часть тела китаянки прошлых веков. Вот только почему-то в постель такая вот женщина ложилась в бинтах и ночных туфлях, и муж восхищался ими, не стремясь посмотреть, как же они там выглядят на самом деле… Не то, думается, эротичности сильно бы поубавилось.

С точки зрения разделения мира на мужской и женский, обычай, конечно, гениален. Ну а что, женщина на этих своих лотосах далеко не уковыляет, так что, считай, привязана к дому. Многое сделать не сможет – зависима от мужчины. А добавить к этому то, что ей с детства внушают, что она никчемная ветвь семьи, на которую семья вынуждена тратить еду, что могла бы пойти драгоценным сыновьям, а затем она перейдет в семью мужа, где станет еще более никчемной, т.к. даже не родная кровь… Так вот, представив все это, мы можем в полной мере ощущить гармонию инь и янь.

Но если про лотосы известно всем, даже тем, кто ни разу китайской культурой не интересуется, то некоторые другие моменты могут быть не менее любопытны. Например:

• До свадьбы не видятся не только будущие жених и невеста, но зачастую даже их родители. Все операции проворачивают свахи, причем брачный договор заключается еще когда потенциальные муж и жена находятся в возрасте 6-7 лет. Все решает социальное положение обоих и размер ноги невесты. Неудачное бинтование - и ты отброс общества, чуть выше "большеногих" служанок, кому "не повезло" остаться с естественной формой ног, поскольку родители не могли позволить себе их перебинтовать. Не важно, насколько богата и образованна твоя родная семья, если ноги не соответствуют стандартам красоты, быть тебе в лучшем случае женой крестьянина.

• Выходя замуж, женщина должна сшить себе достаточно одежды и одеял (из ткани, что присылают в подарок к свадьбе будущие родственники), чтобы, в случае необходимости, хватило на всю оставшуюся жизнь. Муж может купить ей ткань на новую одежду, но только, если будет богат и вообще захочет это делать.

• До того, как женщина забеременеет, она не переезжает насовсем в дом мужа, оставаясь жить с родителями и навещая семью мужа несколько раз в год. При этом она должна брать с собой достаточно еды для того, чтобы семье мужа не приходилось тратиться на ее прокорм. А если она не сможет родить сыновей, то, вероятнее всего, вообще не станет полноценным членом новой семьи и переселиться насовсем ей никто не позволит.

• А вот когда половинка-лаотун приезжает в гости к подруге, она не берет с собой ничего. Родители подруги должны обеспечить ее едой и одеждой на все время пребывания

• Когда дочь выходит замуж, родители в первую очередь надеются получить от жениха в подарок достаточно еды. Как до свадьбы, так и тогда, когда дочь окончательно переселится к мужу, навещая родителей на праздники.

Ценность замужней дочери в семье прекрасно иллюстрирует цитата:

Мои родители были рады увидеть меня, но еще больше они обрадовались сладким пирожкам, которые мои новые родственники прислали в подарок

Кроме того, совершенно нормальным и даже естественным считается гнобить своих невесток всеми возможными способами. Лилия, например, выйдя замуж, довольно тепло отзывалась о своей свекрови («моя свекровь всегда была добра ко мне») и тут же, в той же главе, мы видим примеры этой доброты. В частности, еда, приготовленная Лилией, годится только для свиней, а еда, которую она приносит с собой из родного дома, настолько отвратительна, что отбивает аппетит у свекрови и ее сыновей. Видимо, доброта была в том, что Лилию не били и не пинали ногами. Хотя, как известно, все познается в сравнении. Если сравнить с другими, то Лилии действительно повезло...

Очень подробно Лилия описывает свое детство в родном доме. Иерархию отношений между родственниками, мужские и женские занятия. Переход от маленькой свободной девочки, которая может бегать, где ей вздумается, к калеке (как тут еще по-другому сказать?) с перебинтованными ногами, которая отныне в течение двух лет не сможет спуститься вниз по лестнице, пока ее гноящиеся ступни с переломанными пальцами не примут идеальную форму чудесных копытец. Первые смерти, случившиеся на ее глазах. Союз лаотун, ставшей ее единственной радостью на многие годы. Обучение тайному женскому письму нушу - единственному, что могли позволить себе женщины для выражения своих чувств. Взросление, обучение всем женским занятием, необходимым в быту. Свадьба. Годы жизни в семье мужа, от никчемной невестки до госпожи. И старость, долгая старость, полная воспоминаний о том, что не сделано или сделано не так. О том, что упущено, не понято или понято неправильно... О порушенной в угоду обычаям и традициям жизни той, что была для нее дороже всех.

Две половинки-лаотун - Лилия и Снежный Цветок - такие разные. Лилия - сильная, но покорная. Она твердо стоит на земле, она знает, чего хочет и всегда знает, что нужно делать. Она уверенно следует традициям и уверена, что так и должно быть, и так и нужно поступать всем женщинам, дабы заслужить уважение других. Снежный Цветок иная. Ее душа стремится ввысь, она обладает тонким восприятием и способностью уноситься прочь от грубой повседневности за своим воображением. Но вот справиться с повседневностью и принять ее она не может. Не может она спокойно принять смерть новорожденной дочери, потому что "это и к лучшему, все равно это была девочка". Не может так же покорно следовать обычаям, которые противны ее натуре. Но жизненной силы ее не хватает на это, и в конце концов она оказывается сломленной...

Книга вся пронизана песнями женщин, что звучат в самые разные моменты жизни: расставание с родным домом, похороны, свадьбы, встречи названых сестер. Они поют - и в песнях рассказывают истории, которые учат их, как выживать в этом мире. А еще они пишут послания на своем тайном языке нушу, пишут не только на бумаге, но и на других предметах, и даже вышивают на платках и других вещах. Такие записи редко кто может потом прочесть, ведь по традиции, когда такая женщина умирает, все письма, написанные ей и для нее, сжигают на ее могиле, чтобы слова могли пойти с ней в загробный мир, как последний привет от тех, кто ее любил...

У Лилии и Снежного Цветка был свой заветный веер, на котором они записывали все самые важные события своей жизни. Но китайские иероглифы коварны. Каждое слово, каждый символ имеет столько оттенков и значений, что одну и ту же фразу можно истолковать совершенно по-разному. Иногда такая ошибка может стоить очень многого...

Интересная книга, история об истинной дружбе и о слепоте, что иногда не позволяет разглядеть что-то важное в самом близком человеке. О древних, полных глубокого смысла, но совершенно чуждых нам традициях. О женщинах, их страхах, проблемах и страданиях. И о том, как иногда, желая помочь, мы можем сделать только хуже, искренне уверенные в своей правоте. Стоит прочесть.

Прочитано в рамках ТТТ (1 тур 2018)
За совет спасибо Tyy-Tikki

Комментарии


Читала, понравилась книга... Экзотичная такая. Потом изнасиловала гугл на тему "ложек лотоса"... и... данунафиг)))


Экзотичная - это точно... Со мной это происходило пару лет назад, когда другую книгу про Китай читала. Уже тогда впечатлилась. А после этой так вообще((


ссылку на "другую книгу" в студию!!!


Книга вот эта. (Не особенно мне понравилась, если что). Там-то как раз про бинтование упоминается не особенно подробно, т.к. главная героиня - маньчжурка, а им ноги не бинтовали. Но это заставило меня пойти почитать про все поподробнее и насмотреться картинок((


Эту я читала, не понравилась. Кислотно розовый вырви-глаз вполне отражает содержание)).


Так и есть. Все, что в ней ценного - это то, что я после нее пошла и почитала про Цы Си, просветилась)) ну и про бинтование.


О слепоте это ты верно, дядя Федор , подметила)


Почему тебе именно в этом случае пришел в голову Дядя Федор?)))


а шоб я так знала)) с этим вопросом тебе лучше к дедушке Фрейду)


К сожалению, у меня нет с ним связи)) так что придется тебе самой)


Ладно, при первой же возможности передам, чтобы связался с тобой)


Ты лучше у него спроси, при чем здесь Дядя Федор) а то я сама забуду, что спросить хотела))


Ничего, как дедушку увидишь - сразу вспомнишь)


Вот уж не знаю) я, честно говоря, уже забыла, о чем мы говорим))


Да неважно, что-нибудь придумаешь)


как студент на экзамене))


Жуткая книга, я была под впечатлением...


Да, есть такое...


Как тебя проняло, Ален)

Все решает социальное положение обоих и размер ноги невесты

мнда... совсем чужой монастырь)


Как тебя проняло, Ален)

присоединюсь)) я даже все не осилила)


я даже все не осилила

распереживалась или перебор или не понравилось?)


не осилила объем)) давно смотрю на книгу, поэтому не хочу вдруг лишней инфы))


ясно) я тоже из тех кто давно смотрит, в хотелках давно)


а тебя что удерживает ?)


я ж в бумаге читаю) у меня не все - просто))


ох, а я в аудио и тоже нет)) так что нам с тобой не судьба с этой книгой)


А ты купи))


Я всего лишь решила записать для себя интересные факты из книги)


Это ты про объем? Так-то вроде спокойная рецензия, без накала страстей)
Ага... ну про положение еще туда-сюда, но ноги?..


Алена возмущена :)) А меня прям проняла книга до самых несломанных пяток.


Разве?)) Мне казалось, что достаточно спокойная рецензия) ну, кроме пары предложений.
Да, вспоминаю тогда волну ваших рецензий на нее.


Я стараюсь сейчас писать поспокойнее, без визгов восторга))


Я не стараюсь, но восторг не так часто случается) так что если уж случился - можно себе позволить)


)))) просто я в восторгах часто ну очень эмоционально пишу (на Поправку-22, например), мне аж самой неловко.


Наоборот, так круче всего, когда эмоционально)))


А мне наоборот нравятся логичные рецензии, где все по полочкам разложено))


Как у

спойлер
господина Трунина
свернуть

?? :))


Вот это вброс))) у этого господина свой сайт теперь, а здесь одни обрывки. Такое мне не нравится :)


Бгг) Не могла не заменить, когда ты про логику упомянула))


Занудство не равно логике)))


Зато без эмоций))


Всего должно быть в меру


А мера у каждого своя


Я со своей меркой больше в рецензии того самого г-на и не лезу


Понимаю


Мне очень понравилось,помню)) В любимые добавила)
Бинтование ужас-ужас, после этого все современные "жертвы" красоты фигня :)


Я не могу сказать, что мне "прям вообще" понравилось, но впечатление книга произвела)
Это да, жесть...


Ну кому что, а про впечатление это видно))


Заинтересовала,пожалуй добавлю себе)))


А попробуй))