Больше рецензий

6 марта 2011 г. 10:21

32

5

Конечно же, люди читающие слышали о правах читателя Даниэля Пеннака, написавшего о них в книге "Как роман. Педагогическое эссе".
1.Право не читать.
2.Право перескакивать.
3.Право не дочитывать.
4.Право перечитывать.
5.Право читать что попало.
6.Право на боваризм (жажда острых ощущений).
7.Право читать где попало.
8.Право читать вслух.
9.Право втыкаться (прочитать любую страницу в первой попавшейся книге).
10.Право молчать о прочитанном.
Это педагогическое эссе французского писателя заслуживает пристального внимания и родителей (по большей части), и учителей. Не любит читать современная молодёжь. Что делать родителям и учителям?
Рецепты от Пеннака.

Родители читали своим маленьким детям сказки, открыли им бескрайний мир фантазий, разожгли читательский аппетит, ребёнку не терпелось научиться читать. Родительское вечернее чтение стало даром любви. За это чтение ничего не требовали, оно приносило ребёнку удовольствие.
"Школа подоспела как раз вовремя. Она взяла будущее в свои руки.Поначалу он горел истинным энтузиазмом". "Мы помогали ученику с домашними заданиями. И при первых заминках в чтении мы проявили твёрдость: он должен непременно прочитывать вслух положенную страницу в день и понимать смысл прочитанного". "Ну, так что ты сейчас прочёл? Про что здесь говорится?". "Ты совсем не стараешься!". "Ещё раз, с начала и до конца!". "Просто текущие моменты, называемые "жизнью", мы сами превратили их в вечность, начав руководствоваться незыблемым принципом: "Надо читать". Нельзя ни в коем случае вменять чтение в обязанность. "Марш к себе и читай!" - забудьте эти фразы.
"Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодёжь не любит читать - и глагол выбран верно, именно любовь тут и ранена, - не надо винить телевизор, наше время, школу...но прежде зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сделали с идеальным читателем, каким был наш ребёнок в те времена, когда мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его! Когда-то мы составляли - он, сказка и мы - нераздельную троицу, воссоединявшуюся каждый вечер; теперь он оставлен один на один с враждебной книгой. Папа и мама требуют: "Ну, так что же произошло с принцем? Говори, я жду!". И это - родители, которые, читая ему сказки, никогда, никогда не трудились выяснять, понял ли он, что Спящая Красавица уснула из-за того, что укололась веретеном. (Кстати, ни с первого, ни со второго раза он по-настоящему и не понял.)
"А радость чтения совсем рядом. Достаточно дождаться вечера, войти к нему в комнату и возобновить наше общее чтение. Читать. Вслух. Даром. Его любимые сказки.Не спрашиваем ни о чём. Мы просто читаем. На следующий вечер мы снова вместе. И мы перечитываем. "Сегодня я тебе буду читать". Ну вот. Свершилось".
"Ну и хорошо, - говорит учитель, - раз вы не любите читать...я сам буду читать вам всякие книги. Записывать ничего не надо. Просто послушайте". "Ни один из тридцати пяти противников чтения не стал дожидаться, пока учитель доберётся до конца той или иной книги, он дочитал её раньше". "Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных. Чтение - подарок. Читать и ждать".
"Надо понять, что книги писались не для того, чтобы мой сын, моя дочь, молодёжь их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали. Наши знания, школьная успеваемость, карьера, положение в обществе - это одно. Наша личная жизнь читателя и общая культура - совсем другое".
P.S. Рецепты хороши для XX века (именно так моя мама, а не школа, воспитала страстного читателя, меня), но наивны в веке XXI. Современные родители (к сожалению, очень многие) не читают своим маленьким детям книжек. "Нераздельной троицы" уже нет.
Я, учитель литературы, регулярно, но нечасто (программа, экзамены, администрация требуют совсем другого) читаю детям (от 5 до 11 классов) вслух на уроке увлекательные книги современных писателей. Ученики слушают с интересом, затем 2-3 человека (не больше) просят эту книгу почитать - учитель очень рад. Остальным достаточно чтения на уроке.

"Раз вы не любите читать...я сам буду читать вам всякие книги"