Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

25 февраля 2018 г. 20:57

6K

4

Честно сказать, я в ступоре. Очень сложно написать что-то о книге, которая совсем не твоя... но при этом что-то в ней такое есть.... но выносит мозг... и местами было скучно... местами раздражало... а иногда завораживало... и герои бесят... а некоторые - так вообще... но как начнут говорить на своем - ничего не понимаешь, но заслушаешься... и, черт, какое же классное музыкальное сопровождение у аудиокниги!

Такие вот бессвязные впечатления. Сложно их сформулировать. Я не в восторге. Меня не захватила магия Дома. (Или все же... чуть-чуть? Я ведь слушала книгу почти весь месяц, более чем достаточно для захвата отдельно взятого мозга). Я не люблю магический реализм, а "Дом.." им полон. Мне не нравились почти все герои. И все-таки...

Если говорить кратко, то лучше, чем в этой цитате, не скажешь:

Это, кажется, и есть магический реализм, когда нет ни магии, ни реализма, но всё время время происходит какая-то ерунда.

Не в обиду любителям магреализма, но очень уж точно отражает мое собственное восприятие жанра :))

На нейтральной территории между двумя мирами — зубцов и пустырей — стоит Дом. Его называют Серым. Он стар и по возрасту ближе к пустырям — захоронениям его ровесников. Он одинок — другие дома сторонятся его — и не похож на зубец, потому что не тянется вверх. <...>
Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще.

Я долго-долго боялась приступить к этой книге. Она довольно длинная, да и жанр не мой, а потому были серьезные опасения, что мне не понравится. И при этом "Дом, в котором..." неизменно притягивал меня к себе. Это была первая книга, появившаяся в моем виш-листе в день регистрации на Лайвлибе (так что вчера был исторический день для меня - победа над самым давним долгостроем. Из тех, что я помню, по крайней мере). Это была книга, которую я не раз и не два держала в руках в книжном, но так и не купила. Это была книга-наваждение, буквально заставившая меня прочитать (прослушать) себя. Так что если результат и не твердая пятерка, то по крайней мере удовлетворение: "Я наконец сделала это!"

Почему четверка? Не смогу ответить на этот вопрос. Оценка совершенно субъективная, не основанная ни на каких логических доводах. Просто это такая книга, которую совершенно невозможно оценить объективно. Отношение к ней будет индивидуальным и заранее, наверное, вообще невозможно его предсказать. (Ну все равно, как когда новичок попадает в Дом. Никогда не знаешь, вольется он или нет. Научится ли ловить чужие мысли, читать по стенам и проникать в сны или будет, как Курильщик, задавать вопросы, не получая ответов. Я вот, наверное, отчасти Курильщик, потому и не в восторге). Кто-то будет ее обожать. Кто-то захлопнет на первых страницах. Кто-то будет мучительно продираться сквозь мутные магические потоки, а кого-то Дом затянет в себя и не отпустит до конца. Кто-то будет его перечитывать, находя в некоторых строчках смысл, что раньше ускользал. А кто-то скажет: больше ни за что и никогда.

У меня же было так. Первая книга - "Курильщик" - действительно была интересной. Она прослушалась если и не на одном дыхании, то уж точно с любопытством. Затянула в себя. На всем ее протяжении я искренне радовалась, что таки добралась до этой книги, несмотря на все опасения. Мне одинаково нравилось как основное действие, повествующее нам о Доме от лица Курильщика, так и интермедии, где мы видим происходящее глазами маленького Кузнечика, хотя на тот момент я не очень еще понимала, как они связаны (кроме места действия).

Но вот примерно со второй половины второй книги что-то пошло не так. Местами мне стало откровенно скучно. Сюжет топтался на месте, сейчас я уже даже толком не могу вспомнить, о чем же там говорилось. Такое ощущение, что герои все так же продолжали бесконечно курить, пить какую-то бурду, от которой у некоторых были исключительно красочные глюки, таскать бутерброды из столовой, бродить ночью по коридорам и временами вести философские беседы, в которых одна сторона ни черта не понимает, о чем вообще говорит другая. И стало слишком много магреализма, но об этом я уже говорила.

Третья книга шла с переменным успехом, но вот волшебство из первой уже так и не вернулось. "Волшебство", конечно, не совсем то слово, я под этим подразумеваю способность книги погрузить меня в свой мир, даже если он не слишком мне нравится и я мало что в нем понимаю. Так вот, в первой это было. В двух других - уже нет. Для меня. Так что дослушивала книгу я уже с ощущением, что слишком она затянулась... Мне бы, честно, хватило первой. Чисто имхо.

Дом - это интернат для детей-инвалидов. Но не только. Дом - это еще и отдельный мир. Со своими правилами и законами, со своим характером. Его обитателям почти нет хода в Наружность, а Наружности почти нет хода в Дом. Это две практически непересекающиеся Вселенные, а потому новичку, впервые там оказавшемуся, бывает ой как непросто разобраться во всем. Ни у кого здесь нет имени. Попадая сюда, каждый обретает кличку и известен будет все последующие годы именно под ней. Хотя со временем она может и измениться... Все жители Дома делятся на стаи, у каждой из которых свой вожак. Почему обитатели говорят о Наружности то с ужасом, то с презрением? Почему все, включая воспитателей, так боятся очередного выпуска? Почему умер один и куда исчез другой? Кто такие Ходоки и Прыгуны? Никто не ответит тебе прямо ни на один вопрос. А если и ответит, то так, что вопросов станет еще больше... Нужно уметь видеть, наблюдать, слушать... Черпать информацию из воздуха, додумывать, анализировать. Прислушиваться к песням, сочиняемым Шакалом Табаки и историям, рассказываемым в Ночь Сказок... Они такие безумные, но где-то, очень близко к поверхности, таится правда. Или неправда, это как посмотреть.

В книге масса необычных характеров. Слепой, способный слышать и ощущать буквально все, кому отсутствие зрения совсем не мешает всегда узнавать то, что нужно и быть сильнее своих врагов. Сфинкс, странный юноша, который выглядит много старше своих лет, спокойный и сдержанный, но не чуждый жестокости. Лорд, эльф-колясочник с загадочно-переменчивым нравом, от полной невменяемости до изысканной вежливости. Табаки, всезнающий и вездесущий, многословный и приставучий, крикливый и обожающий иносказания и яркие вещи. Македонский, "бывший ангел", что ищет спасение от самого себя в помощи другим. Стервятник, печальный, справедливый, вечно сопровождаемый тенью брата. Черный, человек-протест, ненавидящий пафос и безумие остальных, который кажется себе единственным нормальным среди сборища наркоманов (ох, как иногда тяжело с ним не согласиться...) Рыжий, что всегда носит зеленые очки, скрывая свою истинную сущность. Русалка, девушка, которой нет. Рыжая, такая яркая, притягивающая и отталкивающая одновременно, как и все, со своей тайной. Крыса, что может смотреть на людей только в отражении. И много кого еще.

Трудно мне с ними было. Мне сложно любить книгу, в которой не к кому привязаться. А здесь почти что так и было. Временами я симпатизировала то одним, то другим, но "своего" героя так и не нашла. Пожалуй, Сфинкс был более мне близок, но... Не сложилось.

Напрягало меня еще многое, что не особенно и важно, но вот мысль за это цепляется и не дает покоя. К примеру, если интернат для инвалидов, а не для детей с умственными расстройствами, то какого там делают такие, как Толстый, почему за ними не ухаживает медперсонал? Если происходит убийство, почему это не волнует никого, кроме воспитателей? А от "наружности" этот факт что, успешно скрывают? Откуда берется масса совершенно невообразимых вещей? (Ну то есть, все понятно, есть Летуны, есть родители, упоминаемые изредка и мельком, но все равно не вяжется, хоть я упорно старалась не обращать на это внимания, помня о жанре). Ну и так далее, и тому подобное. Не буду в это углубляться, поскольку к сюжету это особого отношения не имеет, просто слегка раздражает. Ну люблю я, чтобы мне объясняли, пусть в рамках придуманной автором реальности, что и как происходит. Либо дали возможность додумать что-то более-менее правдоподобное самой. Здесь мне это удавалось не всегда. Ну да ладно, спишем это на мою бедную фантазию.

Итог. Книга далась мне не то чтобы тяжело, но... тяжеловато. Она длинная, запутанная, требует большого желания разбираться в туманных намеках и неочевидных ходах автора. Лично у меня это желание было не всегда. В ней много подробностей, в том числе и бытовых, которые могут показаться не особенно и нужными, зато кое-что не объясняется совсем. О чем-то, что казалось мне важным и интересным, упомянуто как-то вскользь, зато какие-то другие моменты довольно сильно растянуты. Было много интересных героев, но не все они, опять же, раскрыты так, как бы мне того хотелось. Были необычные сюжетные линии, но была масса и таких, которые меня вовсе не захватили.

Но все это, повторюсь, абсолютно имхо. Книга очень неоднозначная, а потому оценить ее хоть сколько-нибудь адекватно не представляется возможным. Остается только пробовать самим и делать выводы, что я и попыталась изобразить.

Прочитано в рамках игры "Борцы с Долгостроем" №66. Февраль 2018

За компанию спасибо Насте nastena0310 , Юле JewelJul , Лане Lanafly , Даше Darya_Bird и всем, кто планирует прочитать книгу в ближайшее время.
Отдельный привет Виктору Librevista , Тане Tarakosha и всем участникам флэшмоба "Слушаем аудиокниги вместе!"

Ветка комментариев


Ну, посмотрим. Пока я в скепсисе)


Видишь, какие тебе диаметрально противоположные советы дают?)


Ну, когда такая разница во мнениях, однозначно надо самой читать.


Насчет этой книги - факт. Тут вообще не угадаешь...


Поэтому скоро))


Ждем)