Больше рецензий

16 февраля 2018 г. 10:51

199

4

Между моими слезами, которые я проливала в шатре в тот день, и слезами, которые я проливала тридцать лет спустя у колодца по отцу и сыну, существовала связь, такая же точно, как между легендами и жизнью.

Да уж, Памук так туго переплёл древние легенды и сказания с судьбами своих героев, что распутать этот клубок до конца не под силу ни им самим, ни читателю. Тот редкий случай, когда за вполне рациональным - цепочкой многочисленных причинно-следственных связей, видится нечто метафизическое - предопределённость всего происходящего, судьба, если хотите.

– То есть в конце концов все произошло так, как повелел Аллах, – сказал Махмуд-уста. – Никто не может избежать предначертанного свыше.

Отец не как отец, не-отец как отец, и сын как не сын ни отцу, ни не-отцу... и это только завязка. Можете себе представить, насколько запутавшимся, "потерявшимся в лесу города" ощущает себя этот самый сын Джем. И старинные предания об Эдипе, о Рустаме и Сухрабе, захватившие его разум, вместо того чтобы научить и помочь найти ответы, так стройно вписываются в канву происходящего, что лишь усугубляют путаницу. Найдут ли герои выход, или так и останутся до последнего в психологическом плену у легенды?

Далее возможны спойлеры

На протяжении первых полутора частей мне казалось, что книга меня разочарует (хотя позже и стало понятно, почему повествование велось именно так). Но это ощущение померкло и забылось, как только дело дошло до кульминационной сцены, написанной очень ярко и сильно. Свой разговор перед колодцем отец с сыном ведут так, словно наблюдают за самими собой со стороны, анализируют, понимают, что должно сейчас произойти, но воспротивиться этому, повлиять на тех двоих, стоящих у колодца, не могут. Потому что такова логика всей их жизни, логика мифа, эту жизнь пропитавшего.

Ведь обычно то, о чем повествуют старинные сказки и легенды, с вами случается в реальности.

Это уже больше походит не на жизнь, а на бродячий театр. И, как у любой театральной постановки, у истории Джема есть пускай практически незримый, но гениальный режиссёр. Имя его, как и полагается, на почётном месте - на обложке романа... Да-да, это не только драма отца и сына, это и драма Рыжеволосой Женщины, которая, сама того не желая, поставила на жизнях своих близких величайший свой спектакль. Насколько удачный, что пришлось и самой плакать над финальной сценой...
свернуть


Роман получился одновременно многослойным и многомерным. И не стоит смущаться его небольшого объёма - это лишь та часть, которую можно спроецировать на наше пространство видимого и осязаемого. Айсберг же от этой верхушки лежит вовне. Или внутри нас. Или и в самом деле никакой разницы нет?..