Больше рецензий

ElenaKapitokhina

Эксперт

Перечип не эксперт, Перечип — птица.

15 февраля 2018 г. 15:47

641

4.5

Народ в нашем клубе, прочитавший эту книгу, парадоксальным образом разделился на две группы. Одни отписали: «Я понял, зачем Бойн написал эту книгу, но мне не понравилось», другие: «Не знаю, что он хотел сказать, но книга прекрасна». Вот я отношусь ко вторым.
Под «не знаю» я подразумеваю не непонимание сюжета в принципе, а то, что темы, которые он поднимает — бесчеловечное отношение к людям, которые не такие, как ты, ужас войны и непонимание друг друга — уже тысячи раз поднимались до него и поднимаются сейчас, и, на мой взгляд, избитые. И если бы не стройность сюжета и не язык, эта их избитость сделала бы весь роман посредственным. Но он построен так, что избитость тем почти не замечается. Вот из-за этого «почти» и ставлю 9.

Бесчеловечность отношения к гг со стороны его соседей, а главное, родителей, просто тотальная. Мне сложно поверить в такое, конечно, может быть, в те времена действительно все поголовно считали позорными нетрадиционные ориентации, но что-то мне больше верится в обратное. Ведь массы людей известны и из ещё более ранних времён, которых, напротив, укрывали родственники, друзья, коллеги… Но, может быть, Тристану просто не повезло находиться в среде мещанско-обвательских торговцев, имея своим отцом мясника-лавочника… Единственный, кто расположен к нему, и не винит его за его необычные пристрастия — это Сильвия, которая, сравнивая его с Питером, отмечает последнего как законченного эгоиста, а значит, видит в Тристане прежде всего человека. Господи, в этом романе так мало людей, которые в людях видят людей! Они видят импульсивных дочерей, сыновей, не блюдящих «честь семьи», отступников-трусов среди призванных воевать, именитых писателей, в той или иной степени богачей, прошедших войну «патриотов» — кого угодно, но только не людей. И самое жуткое, что на войне, где очевидней всего проявляется человечность, эту истину лицемерно замазывает командование, старательно зашоривая глаза себе, а затем и каждому новоприбывшему солдатику. И привычка к лицемерию у последних, видимо, так сильно успела укорениться в этом чопорном английском обществе, что они сами верят в то, что говорят, и отказываются видеть правду.
Тристан не является исключением. Он не видит в Питере эгоиста, в Сильвии человека, в Уилле — ещё большего эгоиста… Ужасно жалко его, но он сам виноват, по сути, что выбирает таких людей.
Уильям — просто отребье, мне даже не хочется произносить его имя. «Это же несерьёзно, если не с девушкой» — говорит он, чтобы успокоить совесть — и ведь успокаивает, подонок! «Мы же с тобой друзья» — говорит он… Друзья… Друзья не бросают товарищей. А он относится к Тристану хуже чем к остальным: «ах, мне страшно, ах, мне тоскливо, ах, Тристан, ах, мне нужно твоё тепло и участие, ах, иди ко мне» — и после, когда тому в разы больше требуется его, подонка, участие, избегает его и отворачивается. Мол, это непотребно, это стыдно, особенно ему, сыну священника. Себя винить надо, он зачинателем был, оба раза причём. Лжец, и очень наглый — в недоумении широко глаза раскрывающий, когда Тристан спрашивает, что, после этого раза он тоже будет его избегать? Этот Уилл, ясно, тоже из чопорной семьи, с чопорным воспитанием, и страдающий от этого. Будь он более сильным, он бы просто не подошёл бы к Тристану, и не мучился бы в итоге, и не мучил бы Тристана. Но он чопорен, и не понимает, что снова и снова предаёт Тристана, он вообще об этом не думает, рассуждать предочитает об общечеловеческих принципах и пацифизме. И правда, на кой ему брать в руки оружие, если он одним своим поведением может убивать. Это вот тоже интересное противопоставление двух идей за жизнь. Война бесчеловечна, и можно быть против неё, но при этом оставаться бесчеловечным и не замечать в себе этого изъяна…
Сестра Уилла очень живая, её можно понять. Она пытается облегчить жизнь родителей встречей с ближайшим другом их сына, но им просто не нужны поиски правды, они хотят жить в залакированной легенде. Сами при том являясь изгоями общества. Сколько изгоев в книге (вспомним Вульфа ещё), и ни один не понимает другого, и одни изгои продолжают изгонять других изгоев, потому что, видите ли, у каждого свои собственные моральные устои и своя собственная правда. И жалко, и перестрелять хочется.

Школьная вселенная, МКК. Чирик-чик-чик, сказал Перечип и сплюнул.

Комментарии


Ты прекрасен! :)


Шикарно, я счастлив, что не только мне книга зашла, и ты мне открыл ещё интересную грань обзора, спасибо)


Каку-таку интересную грань? О_о
Хотя ладно, постараюсь до встречи дотерпеть...


У меня не совсем такое впечатление от книги, но вот с этим соглашусь:

Война бесчеловечна, и можно быть против неё, но при этом оставаться бесчеловечным и не замечать в себе этого изъяна…

А на встречу не пришол! Када теперича ждать?..


В апреле, не раньше)


гы-гы-гы))) мои кирпичи в апреле бушь читать, гы-гы-гы)))


Какие такие кирпичи? оО


Интересная рецензия,но,мне кажется,вы слишком требовательны к Уиллу. Всё его поведение продиктовано одним простым фактом того,что он никак не мог принять самого себя и смириться со своей истинной натурой. Уилл не хотел причинять боль Тристану или кому бы то ни было ещё,но из-за собственных душевных противоречий страдал не только он сам,но и окружающие. А вообще,в этой истории мне понравилось,как одновременно противоположны и при этом очень похожи два главных персонажа. И довольно интересно проведена параллель относительно того,кто же из них настоящий трус,а кто-нет... С одной стороны,принципиальный Уилл,который готов даже умереть ради того,во что верит,и Тристан,прогнувшийся под давлением окружающей действительности и смирившийся со всем тем насилием и кошмаром,что творится на войне прям у него перед глазами. Но,с другой,именно Тристан смог с достоинством пережить тяжёлый период в своей жизни,когда от него отвернулись абсолютно все,родные люди вышвырнули на улицу,именно Тристан,несмотря на нравственные устои общества того времени,сумел по-настоящему принять себя и перестать страдать от постоянных душевных терзаний и внутренних конфликтов. А наш доблестный Уилл не сумел,он продолжал убегать от своей натуры,он продолжал всячески отрицать её,тем самым разрывая себя на две части,доставляя множество боли и самому себе,и Тристану. А в конце Уилл,можно сказать,по собственному желанию лишился жизни,но действительно ли это было из-за того,что случилось с немецким мальчиком,или же подобное вызывающее поведение Уилла было продиктовано попыткой сбежать от себя,скрыться от своих внутренних терзаний,а возможно даже прекратить их,пытаясь доказать себе самому,что он хороший человек,что он не какой-нибудь там трус,что он не будет мериться с несправедливостью... И после этого ещё больше задумываешься над вопросом,поставленным в конце произведения,кто же тут действительно настоящий «собиратель пёрышек»?