Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

12 февраля 2018 г. 12:33

307

5 Пират

В этом романе Вальтер Скотт переносит нас на Шетлендские острова – самые северные владения Шотландии. Здесь живут потомки древних викингов, норвежцы, шотландцы. Действие происходит в конце 17 века, когда этот край жил своей обособленной жизнью и отличался самобытностью и от Шотландии, и от континентальной Европы.

Туманный, дождливый, холодный край, население здесь не очень многочисленно, и от одного жилья до другого порой приходится пройти многие мили. Произведение очень атмосферное, оно воссоздаёт особый полулегендарный северный мир, который, кажется, существует вне времени, здесь причудливым образом переплетается драматическое, комическое и трагическое, лишь в самом конце романа автор сбрасывает этот таинственный полусказочный налёт, и объясняет дальнейшее будничное земное существование героев.

Герои романа живут на главном острове Шетлендов – Мейнленде, берега которого изрезаны фьордами, здесь тебя обдают холодные брызги океана и заглушает рокот прибоя, над скалами реют чайки и бакланы, ночи туманны, а рассветы дымчаты, путника часто застают ураганные ветры и шквалистые дожди, крепкие шотландские пони несут жителей по болотам и пустошам, здесь поют и пропевают старинные заклинания и норвежские песни. В простой быт и простосердечное веселье жителей легко входят древние легенды о викингах и торжественные предсказания в стихах.

Однажды Мордонт Мертон, молодой человек, приехавший сюда несколько лет назад вместе с отцом - угрюмым нелюдимом, - стоя на вершине утёса, о который разбивались высокие волны холодного моря, наутро после грозовой штормовой ночи, увидел обломки потерпевшего крушение корабля, которые прибой гнал к скалистому берегу. Среди обломков досок, остатков оснастки судна, сундуков моряков, выброшенных на берег, Мордонт заметил погибающего в волнах человека и поспешил вниз к берегу, чтобы спасти утопающего. А к берегу уже бегут местные жители, чтобы разобрать добычу, которую вынесло море. Никто не одобряет поступок Мордонта, так как здесь существует древнее поверье, что если ты спас жизнь утопающему, то он обязательно потом причинит тебе зло. Здесь часто в штормах и опасных рифах гибнут корабли, но здесь никогда не спасают потерпевших крушение, только принимают добычу, которую выносит на берег море. Но Мордонт не верит суевериям и спасает моряка. Удивительно, но с этого момента словно старинное заклинание стало действовать на простую и незатейливую жизнь Мордонта.

Шетлендские острова

картинка OlgaZadvornova

Комментарии


Отличный роман, действительно, и история и пиратские похождения. Умеет сэр Вальтер переносить в мир истории, и всегда это глубокое погружение. Прочитал тоже с большим удовольствием.
Интересно, что этот роман послужил толчком к написанию морских романов Фенимора Купера.


Именно, каждый раз это погружение в иную реальность. Меня впечатлило жилище Норны, да и весь ее фантастический образ. Она сама себе создала свой мир, придумала свою сказку. Даже имя себе придумала соответствующее - Норна. Правда, в финале сэр Вальтер всех поставил на землю, но это закономерно и мне понравилось. А я не знала, что у Купера есть морские романы, читала давно только "про индейцев". Морские романы я люблю.


Вот какие морские романы Купера я собрал. (Помимо индейских)
"Блуждающий огонь"
Французский разбойник Рауль Ивар появился со своим судном "Блуждающий огонь" в небольшой гавани в городе Порто-Феррайо. Он представился Джеком Смитом, но его разоблачили: английский офицер Гриффин узнал в Смите смелого разбойника Рауля Ивара. Англичане решают захватить его судно...
ДВА АДМИРАЛА
о событиях времен морской войны между Англией и Францией в середине XVIII в.
картинка Sergej328
"Морская волшебница"
Приключения контрабандиста с таможенником с погонями, абордажами, тайниками, рифами, отливами и красавицей француженкой.
картинка Sergej328

"Красный корсар"
Пират против английского флота
картинка Sergej328

"Лоцман"
Конец XVIII века. В разгар войны за независимость колоний Северной Америки от английского господства к берегам Англии подходят два подозрительных судна: фрегат и шхуна. На шхуне ждут лоцмана, которого в лицо знает только капитан. Команда с недоверием встречает нового члена экипажа. Но капитан шхуны, экипаж которой был на стороне воюющих колоний, решает отправить на берег экспедиционный отряд, чтобы взять в плен нескольких важных военных или политических деятелей Англии для последующего обмена пленными, и доверяет таинственному лоцману командование этой экспедицией
картинка Sergej328

"Морские львы"
Два китоловных судна под одним названием "Морские львы" отправляются к острову, на котором зарыты сокровища пиратов. Два капитана, Гарднер и Дагге, вступают в смертельное противостояние. Не только друг с другом, а и с природной стихией. Смогут ли они объединиться перед лицом общей опасности, чтобы выжить во льдах?
картинка Sergej328

"Кратер"
Робинзонада. Что то среднее между Робинзоном Крузо и Таинственным островом. Два моряка спасаются с повреждённого корабля на необитаемый остров. Кто любит робинзонады суперский роман. Жюль Верн некоторые сюжетные ходы явно отсюда позаимствовал.
картинка Sergej328

"На суше и на море"
Авантюрно-исторический роман о приключениях двух юных американцев, бежавших из дому.
картинка Sergej328


Спасибо большое. Нашла "Блуждающий огонь" и "На суше и на море". Несмотря на то, что Купер считается детским писателем, надеюсь, что и сейчас мне понравится.


Купер из тех писателей, что может читаться в любом возрасте. Это американский Вальтер Скотт, описавший историю Америки в приключенческом стиле. На мой взгляд вполне добротен, обстоятелен, в меру психологичен. Часто поднимает серьёзные вопросы, требующие осмысления в историческом контексте. Для меня Скотт и Купер два равноценных писателя. Если многие пишут, что Жюль Верн и Майн Рид в возрасте уже не особо воспринимаются, то тут ситуация другая. Мне лично так представляется ))


У меня стоят на полке индейские романы Купера (Зверобой, Следопыт, Прерия), читанные в детстве, а сейчас я их побаиваюсь взять перечитать, так как знаю, что история покорения краснокожих очень кровава и жестока. Одинаково не хочется, чтобы книги оказались или слишком наивны или слишком трагичны. Жюля Верна теперь, пожалуй, читать не буду. А вот у Майна Рида есть, кажется, тоже морские произведения "Морской волчонок", "Затерянные в океане", тоже где-то в шкафу давно стоят, давнишние издания в мягкой обложке, так и не прочитала до сих пор. Вот надо попробовать. А вы эти произведения Майна Рида читали, понравилось ли?


Уверяю Вас наивными романы про Чингачгука не покажутся. Открываются новыми красками, не замечеными в детстве. Жестокость есть, но Купер, в отличие от современных авторов её не смакует, и не драматизирует. Тогда это была часть жизни. Для индейца естественно убить врага, снять скальп, а вот когда этим занимаются белые, Купер осуждает. Я так между делом перечитываю это пятикнижие, причем читаю книгу, и смотрю экранизацию, например нашего "Зверобоя", Ольгой Машной. Действительно эстетическое удовольствие.
"Затерянных" я недавно приобрёл новое, в серии "Морские приключения", ещё не читал.
картинка Sergej328
Я морские книжки покупаю, брату дарю, он любит морскую тематику, а его "библия" "Таинственный остров". Я больше исторические. Майн Рида моя любимая, из робинзонады, "Охотники за растениями". Читал в детстве, перечитывал сейчас, отличная вещь. Для меня лично Майн Рид не устарел совершенно, и планирую его почитать, чего раньше не читал. Просто нужен соответствующий настрой для таких книг, к ним нельзя подходить с видом старого брюзги, я то такой искушённый в кафках - достоевских читатель, а тут мол "детское-наивное", нужно их воспринимать на волне писателя, что он хочет нам рассказать интересное, и так воспринимать. Тогда читается интересно. Ну это моё личное мнение конечно.


Спасибо вам за ваше мнение. Вот. Именно, я согласна с вами про жестокость. Для меня это относится и к книгам и к фильмам. Жизнь была жестока всегда, и в древности, и в средневековье, и в 20 веке (2 мировые войны) и, думаю, будет и дальше. Но. Как это отображалось в литературе и искусстве. Не годится смаковать, но и не годится полностью игнорировать реальность и уходить в изображение типа "слюни в сиропе". Мне больше нравится неоднозначная реальность, нравится поэтический реализм, нравится историчность. Лучше пусть будет сложность , чем примитивность. Вот тот же Вальтер Скотт, почему я сейчас читаю с удовольствием, я нахожу в его книгах реальность эпохи. Например, "Черный карлик". Пограничная территория, постоянные набеги друг на друга англичан и шотландцев, в сюжете 2 похищения двух девушек, но в финале романа добро торжествует над злом, обе девушки отбиты у разбойников, хеппи-энд для героев. Но при чтении книги ясно понимаешь, какие это были времена и что там происходило, все понятно без подробного описания жестокостей тех времен, понимаешь, что редко когда все заканчивалось благополучно и для похищенных девушек и для честных фермеров, и для этого автору, т. е. В. Скотту не понадобилось смаковать жестокость и описывать нечто жуткое.


"Чёрный карлик" в очереди на прочтение, ещё не знал о чём там речь )))


Там вся атмосфера произведения мрачновата, Пограничный край, пустоши, древние камни, ватаги разбойников, карлик, живущий отшельником, тайные заговоры...


Вот например тот же "Зверобой", раньше я обращал внимание только на драки с индейцами, а любовные переживания старался пролистать, мол, чего тут разводят. А теперь оценил всю тонкость этого момента, любовный конфликт Зверобой-Непоседа-Джудит. Насколько это здорово и психологично, жизненно все это выведено.


Вот я не спешу читать современную литературу, в классике можно найти столько сокровищ. И чувства, и экшн, и своеобразие эпохи. Спасибо за "поддержку Купера и Майн Рида". Уже хотела отдать детям в местную библиотеку. Теперь я с ними не расстанусь, пока все не перечитаю. Я в детстве любила морские романы. Все "грот-мачты" и марсели" знала. И сейчас взялась перечитать и найти новые, если понравится. Перечитала всего Стивенсона и Сабатини, увлекло, буду читать дальше, обязательно и Купера и Майн Рида.


Совершенно согласен. Вот к примеру Майн Рид, "Охотники за растениями". Там внутренняя психология персонажей не нужна, там их поступки говорят сами за себя, как они придумают выбраться из затерянной долины в Альпах, из закрытого пространства. Как в пещере блуждали, как через пропасть перебирались, там атмосфера давит круче любой внутренней психологии, и всё это с рисунками в книге, где на фоне идут стеной высокие непреодолимые скалы. С детства захватывает...