Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

5 февраля 2018 г. 21:41

8K

4 Большой путь маленького человека

Чтение романа Луи-Фердинанда Селина это вам не фунт изюму. Начало романа уже не предвещает ничего хорошего, но если тут включается неприятие стилистических моментов, может выводить из зоны комфорта употребление не нормативной лексики или называние вещей настоящими именами, что может казаться грубым и отталкивать, то чем дальше, тем сильнее привязываешься к герою и вместе с ним погружаешься в бездну немого отчаяния, неприкаянности и невысказанного одиночества.

Уж насколько я морально устойчива к депрессии, могущей возникнуть на фоне прочитанного грустного и тяжелого текста, но , после преодоления экватора книги, все сильнее ощущалось её осеннее дыхание, словно вместе с Фердинандом Бардомю неумолимо приближаешься к краю ночи, за которым не будет спасительного рассвета, а только кромешная тьма.

Первые главы отчетливо напомнили творчество Генри Миллера своим эпатажем и натурализмом. Но постепенно это отходит на второй план и на первом проступает трагедия молодого человека, волею случая оказавшегося в мясорубке Первой мировой..., которая безжалостно и навсегда наложила на него свой отпечаток. В попытках заново обрести себя и почву под ногами, понять как жить дальше и для чего ему это все, он уезжает сначала в Африку, потом в Америку, но в конечном итоге ветер странствий гонит его обратно домой, во Францию.

И где бы он ни был, ему уже нигде не обрести покой. Ложь, обман, жестокость, царящие вокруг, неприкаянность главного героя, где бы он не оказался, все больше затягивают в воронку бедности и одиночества. Его внешний цинизм, по сути своей, маска, за которой скрывается ранимый и надломленный человек, способный оценить, понять и принять благородство и искренность чужих порывов и стремлений.

Чем дальше, тем больше в тексте начинают превалировать рассуждения, складывающиеся из наблюдений за окружающей действительностью. И оказывается, что герой ( читай, автор) полон удивительной и меткой иронии, вдруг сменившей цинизм первых глав.

Весь роман -это практически жизнеописание дна общества. Преступники, обманщики, проститутки, малоимущие и нищие, люди, рухнувшие под бременем жизненных невзгод, но при этом как-то не испытываешь к ним презрения или унизительной жалости, и вместе с Фердинандом отправляешься в это грустное путешествие.

В нас смолкает музыка, под которую плясала жизнь, – и все тут. Молодость ушла умирать на край света, в безмолвие правды. Куда, спрашивается, идти, когда в тебе уже нет достаточного заряда безумия?

Возможно, продолжать свое путешествие, помня, что

конец всего начинается с исчезновения чувства меры,

что равно относится и к пессимизму, и к пассивности.

Игра в классики. Тур № 9
Охота на снаркомонов 2018

Ветка комментариев


Спасибо))
вчера, когда писала, вспоминала в связи с ним о тебе и в прошлом году прочитанном тобой французе в ДП. Почему-то подумалось, что они похожи)


Это ты про Жене? А то я в прошлом году еще Кено читала, который не зашел у меня абсолютно. А Жене, да, интересный товарищ.
А про Селина очень много писал упомянутый тобой Миллер и все в хвалебных тонах. Так что надо будет добраться как-нибудь)


ага, про Жене)
возможно, Миллер не только писал о нем, но и мысленно старался ему подражать....Может такое быть ?


Поскольку я не читала Селина, то сказать мне сложно. Первый роман Миллера вышел спустя два года после "Путешествия на край ночи", так что подсознательное подражание могло быть. Сознательное вряд ли, все-таки Миллер стремился быть не похожим ни на кого, найти свой собственный голос.
Интересно будет сравнить эти два произведения... Но если исходить из творчества Миллера и знакомства с Жене, то общие черты у писателей того времени конечно есть.


тогда мне осталось познакомиться с творчеством Жене )


А Миллер тебе совсем не понравился?


Прочитанная Роза распятия -совсем. Не увидела кроме эпатажа ничего. И не знаю есть ли смысл возвращаться


Я думаю, нет смысла себя насиловать, не понравилось, ну и ладно. Но по-моему, я тебе говорила, что сразу всю "Розу распятия" - ошибка. Уж больно она здоровая)


я уж поздно осознала, что это было ошибкой, но ничего не поделаешь)