Больше рецензий

Tarakosha

Эксперт

Субъективная попытка объективности

5 февраля 2018 г. 21:41

8K

4 Большой путь маленького человека

Чтение романа Луи-Фердинанда Селина это вам не фунт изюму. Начало романа уже не предвещает ничего хорошего, но если тут включается неприятие стилистических моментов, может выводить из зоны комфорта употребление не нормативной лексики или называние вещей настоящими именами, что может казаться грубым и отталкивать, то чем дальше, тем сильнее привязываешься к герою и вместе с ним погружаешься в бездну немого отчаяния, неприкаянности и невысказанного одиночества.

Уж насколько я морально устойчива к депрессии, могущей возникнуть на фоне прочитанного грустного и тяжелого текста, но , после преодоления экватора книги, все сильнее ощущалось её осеннее дыхание, словно вместе с Фердинандом Бардомю неумолимо приближаешься к краю ночи, за которым не будет спасительного рассвета, а только кромешная тьма.

Первые главы отчетливо напомнили творчество Генри Миллера своим эпатажем и натурализмом. Но постепенно это отходит на второй план и на первом проступает трагедия молодого человека, волею случая оказавшегося в мясорубке Первой мировой..., которая безжалостно и навсегда наложила на него свой отпечаток. В попытках заново обрести себя и почву под ногами, понять как жить дальше и для чего ему это все, он уезжает сначала в Африку, потом в Америку, но в конечном итоге ветер странствий гонит его обратно домой, во Францию.

И где бы он ни был, ему уже нигде не обрести покой. Ложь, обман, жестокость, царящие вокруг, неприкаянность главного героя, где бы он не оказался, все больше затягивают в воронку бедности и одиночества. Его внешний цинизм, по сути своей, маска, за которой скрывается ранимый и надломленный человек, способный оценить, понять и принять благородство и искренность чужих порывов и стремлений.

Чем дальше, тем больше в тексте начинают превалировать рассуждения, складывающиеся из наблюдений за окружающей действительностью. И оказывается, что герой ( читай, автор) полон удивительной и меткой иронии, вдруг сменившей цинизм первых глав.

Весь роман -это практически жизнеописание дна общества. Преступники, обманщики, проститутки, малоимущие и нищие, люди, рухнувшие под бременем жизненных невзгод, но при этом как-то не испытываешь к ним презрения или унизительной жалости, и вместе с Фердинандом отправляешься в это грустное путешествие.

В нас смолкает музыка, под которую плясала жизнь, – и все тут. Молодость ушла умирать на край света, в безмолвие правды. Куда, спрашивается, идти, когда в тебе уже нет достаточного заряда безумия?

Возможно, продолжать свое путешествие, помня, что

конец всего начинается с исчезновения чувства меры,

что равно относится и к пессимизму, и к пассивности.

Игра в классики. Тур № 9
Охота на снаркомонов 2018

Комментарии


Ядреная книга! И цинизм , и ирония, и дно общества) Все что нужно для читательского счастья.


и не говори)
но без шуток, книга достойная. Сначала я плевалась, а потом прониклась)


верю! я практически также Слепого убийцу читала)


ну и ну)) не подумала бы про Этвуд)


Мне ее текст всегда кажется излишне категоричным. Как будто с тобой говорят с особым напором, не оставляя возможности для возражений.


какой интересный взгляд)


у тебя не возникало схожих ощущений?


совершенно нет) да, она может быть жесткой, но я не ощущала, что её мнение довлеет надо мной или она пытается навязать мне точку зрения)


Что с людьми война делает... Первая мировая , о ней так мало у нас известно, весь упор на Вторую. Ты такая умничка, что читаешь) а пишешь просто замечательно - чувствую и боль , и ярость, и страх, и одиночество героев...


При желании можно найти много книг по Первой мировой - подборка.


спасибо за ссылку)


Спасибо, Викуль) я как-то и сама о той войне мало читаю, да и мало, что нахожу интересного. Пока неизгладимое впечатление на эту тему произвел Олдингтон и его Смерть героя


Вот сразу про Смерть героя подумала)
Между ними нет сходства? Показалось что-то такое...


нет, если только с натяжкой. У Олдингтона - гг и Первая мировая, а тут она -только как отправная точка. И стиль, на мой взгляд, у Олдингтона жестче, а здесь все пропитано меланхолией и депрессией.


Понятно.


А ты обратила внимание, что в Европе как раз о Первой больше снято и написано? Или мне так показалось...но в той же Англии - это было крушение уклада определенного, новая точка отсчёта.


честно говоря, нет, потому что, как раз занимаясь поисками книг по этому вопросу, мало нашла, но именно художественной литературы. буду рада, если что подкинешь)
а так, конечно, она стала точкой отсчета для всего мира


Мы из-за революции и гражданской упустили этот момент...


А у тебя все война не кончается, я смотрю)


Я тебе больше скажу: сегодня еще одну дочитала, но там другая война и неожиданно начала современку о Германии 1936 года
)


Понятно, переключаться не хочешь)


пока по крайней мере) надо заявку закончить)


много еще?


книги 4, наверное)


значит успеешь))


должна))


Таня, как приятно, спасибо!
Обожаю этот роман. Он всегда вызывает у меня такие противоречивые эмоции... Помнишь, как у Шварца говорил король в "Обыкновенном чуде":

То ли мне хочется музыки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь. Чувствую, чувствую, смутно, смутно: случилось что-то неладное, а взглянуть в лицо действительности - нечем...

А какие у Селина меткие фразы! Уже только за них стоит его любить. Вот из избранного, например:

Что ни говори, что ни проповедуй, а мир уходит от нас много раньше, чем мы уходим от мира.

P.S.
Кстати, Миллера тоже люблю :) Правда, у того, на мой взгляд, чуть больше эпатажа.


вызывает у меня такие противоречивые эмоции...

Юля, сначала книга меня бесила, потом стала нравиться и "глаз постоянно" цеплялся за удивительно точные фразы и наблюдения. Не приведу тебе любимую, но многие, в том числе и те, что поместила в рецензию, очень нравятся.
А Миллер не впечатлил со своей трилогией...(


"Смерть в кредит" будешь читать? Она ещё похлеще будет :)
Тань, а какая трилогия не впечатлила? Тропики?


ну надо немного передохнуть)) в начале думала: больше никогда и ни за что, а потом "а почему бы и нет ?")
Роза распятия . Я еще глупость сделала, взяв сразу всю в Классиках и намучилась. Честно говоря, я не увидела там глубины мысли, глубины там другие и эпатаж. Имхо.
А чем он тебе нравится ?)


Не, передохнуть-то, конечно, стоит :))
Поняла, ты вторую его трилогию читала. У Миллера мне нравится язык, его метафоричность, мысли, тот же приём потока сознания. Согласна, эпатажа море, но тем увлекательнее копать вглубь.


так ты хорошо о нем рассказываешь, что у меня закралась мысль: а того ли Миллера я читала))


Таня :))) Но знаешь, моё первое чтение Миллера упало на благодатную почву: 20 лет, неприятие окружающего мира, депрессия. Мне кажется, в позитиве его сложно читать, по крайней мере женщинам :)


депрессия и молодость -почва для прочтения Миллера)) Эххх, не совпали мы с ним)


Стопроцентно :))) А теперь, наверное, надо ждать пенсии, чтобы попасть в эту волну :)


значит еще есть шанс )))


Последняя строчка класс, вместе с цитатой. а отзыв хорош, весь)
шла-шла и не дошла до моей простынки))


Спасибо, Натуль))
я сегодня исправилась)


;))
ага, видела уж) молодец))


стараюсь)


О, Селин! Давно на него кошусь... Рецензия замечательная)))


Спасибо))
вчера, когда писала, вспоминала в связи с ним о тебе и в прошлом году прочитанном тобой французе в ДП. Почему-то подумалось, что они похожи)


Это ты про Жене? А то я в прошлом году еще Кено читала, который не зашел у меня абсолютно. А Жене, да, интересный товарищ.
А про Селина очень много писал упомянутый тобой Миллер и все в хвалебных тонах. Так что надо будет добраться как-нибудь)


ага, про Жене)
возможно, Миллер не только писал о нем, но и мысленно старался ему подражать....Может такое быть ?


Поскольку я не читала Селина, то сказать мне сложно. Первый роман Миллера вышел спустя два года после "Путешествия на край ночи", так что подсознательное подражание могло быть. Сознательное вряд ли, все-таки Миллер стремился быть не похожим ни на кого, найти свой собственный голос.
Интересно будет сравнить эти два произведения... Но если исходить из творчества Миллера и знакомства с Жене, то общие черты у писателей того времени конечно есть.


тогда мне осталось познакомиться с творчеством Жене )


А Миллер тебе совсем не понравился?


Прочитанная Роза распятия -совсем. Не увидела кроме эпатажа ничего. И не знаю есть ли смысл возвращаться


Я думаю, нет смысла себя насиловать, не понравилось, ну и ладно. Но по-моему, я тебе говорила, что сразу всю "Розу распятия" - ошибка. Уж больно она здоровая)


я уж поздно осознала, что это было ошибкой, но ничего не поделаешь)


Тань, ты мой герой :) Я бы депрессию схватила.


Спасибо, Машуль) но тут уж мне было некуда деваться)


Говорю ж, герой :)


Его внешний цинизм, по сути своей, маска, за которой скрывается ранимый и надломленный человек, способный оценить, понять и принять благородство и искренность чужих порывов и стремлений.

Такой приём вообще распространён. У Ремарка этого полно.
Чем-то похоже на "Ночные дороги" Газданова, там тоже, "край ночи", ночей, и тоже "дно ночи и общества", но акценты несколько сдвинуты.

Славная рецензия вышла, Тань. Всё никак руки - и ноги, - не доходят до этого романа.
Понравилась мысль что конец начинается с исчезновения чувства меры.
Правда, получается проблемка : если чувство меры потеряно, то уже не понять, где начался этот "конец", а где он кончился, или он только бесконечно начинается...( н-да, видимо, от книги, твоей рецензии, а от неё, мне передалась толика меланхолии...)


конечно) но тут я сильнее всего почувствовала его неприкаянность.
Думаю, тебе обязательно понравится роман.

Правда, получается проблемка : если чувство меры потеряно,

а если его не терять ? Ведь может же быть какой-то самоконтроль. Или совсем нет ?


но тут я сильнее всего почувствовала его неприкаянность.
Думаю, тебе обязательно понравится роман.

Мне он должен понравиться из за... моей неприкаянности? )

а если его не терять ? Ведь может же быть какой-то самоконтроль. Или совсем нет ?

Кого его? Чувство, или меру?) Тань, вся штука в том, что мы иногда лишь чувствуем - и то, смутно, - эту меру.
Разумеется, самоконтроль должен быть, иначе хаос в нас нас же и пожрёт, но мы то не всегда знаем где этот контроль начинается и где он заканчивается : потянешь с одного края, оголится другой..
Да у каждого до неприличия своё личное ощущение этой "меры".


я все больше убеждаюсь в твоей рыбьей сути)) (ты живешь больше чувствами))

Мне он должен понравиться из за... моей неприкаянности? )

нет, конечно, из-за твоей склонности к меланхолии)


я все больше убеждаюсь в твоей рыбьей сути))

Если бы я такое сказал женщине, она бы обиделась))
А разве плохо жить чувствами? Знаешь как трудно жить "рыбой", не умеющей плавать?)

Ну, склонность к меланхолии у меня есть, но вообще у меня довольно весенний, весёлый характер ( не думай что я постоянно грущу)


Саааашаа, не обижайся)) это просто констатация и всего лишь))

трудно жить "рыбой", не умеющей плавать?)

а ты правда не умеешь или это фигура речи ?)

( не думай что я постоянно грущу)

и это замечательно)


Тань, а разве на такое обижаются?) Это тоже констатация факта.

Да, плавать я и правда не умею : 3 раза тонул.


3 раза тонул.

ничего себе. Я один и после этого стараюсь не заплывать на глубину(


3 : 1 в мою пользу)


Люблю эту книгу. И такая больная нежность, против всего, к герою-рассказчику ближе к финалу.
А история с супругами, которые прежде избивали дочь, а после шли заниматься любовью. оглушила дня на три.


а там вообще на протяжении романа отношение к герою претерпевают изменения. Если в начале было раздражение и недоумение, то чем дальше, тем больше проникаешься к нему и нежностью, и жалеешь как человека, которому просто не везет. И как Селин сумел так написать ?)


Точно, абсолютно моя эволюция отношения.
Думаю. он был хороший писатель. Читать все время неприятно. иногда физическое отторжение, но чувствуешь - это правда.


но чувствуешь - это правда.

этим зачастую и хорошо, как и тем, что сумел так читателя поставить на сторону гг


Какая жуткая обложка..


там и содержание мама не горюй....


не буду к ней подходить)


не буду настаивать)


ты знаешь: взаимно)))


знаю))