Больше рецензий
2 января 2018 г. 03:07
1K
5
РецензияЕсли первый том двухтомника раскрыл Маяковского как автора небольших пропагандистских стихотворений и описал его путешествие по Америке, то во втором томе Маяковский раскрывается с доселе неведомых мне сторон: там собраны его поэмы, пьесы и проза.
Поэмы
Про Ленина и социализм, конечно же (куда без этого?) а так же две наиболее прекрасные поэмы про любовь, которые можно читать и плакать, плакать и читать, читать и читать, плакать и плакать. Конечно же речь об Облаке в штанах и Флейте-позвоночник.
Про любовь - это те немногие слова из всего социалистическо-революционного стихотворного лома, которые не только вызывают восхищение гениальностью рифм и новизной ритма, но еще и трогают (сильно трогают!) за струны души.
- именно потому трогают, что тут не обличение слов в рифму, тут - режим экономии слов.
- именно потому трогают, что тут не "любовное настроение", тут соцзаказ, который нужно выполнить
- именно потому трогают, что каждое слово бьет в сердце,
- именно потому трогают, что это не пушкины-есенины, это Маяковский.
Хотите -
буду от мяса бешеный
- и, как немо, меняя тона -
хотите -
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а - облако в штанах!
Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
как поэт боится забыть
какое-то
в муках ночей рожденное слово,
величием равное богу.
Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.
Мария -
не хочешь?
Не хочешь!Ха!
Значит - опять
темно и понуро
сердце возьму,
слезами окапав,
нести,
как собака,
которая в конуру
несет
перееханную поездом лапу.
Уж не знаю, что там за Мария, поэма, кажется, посвящена Лиле Брик, но, наверное, имя - это просто формальность.
Что интересно, в обеих этих поэмах, написанных за 15 лет до его смерти, он говорит о самоубийстве.
Пьесы
Пьесы у маяковского носят фантастический характер в основном, и глядят в прекрасное коммунистическое будущее, конечно же. Больше, наверное, сказать нечего, стоит лишь отметить их первоклассные сатирическую и юмористическую составляющие.
Проза
Вот где собака зарыта! В последней сотне страниц второго тома. Здесь помещена на мой взгляд самая прекрасная статья Маяковского "Как делать стихи?" в которой он таки раскрывает зрителю некоторые аспекты своей кропотливой работы и даже объясняет их на конкретном примере "Есенину" , подробно объясняя алгоритм подбора слов и ритма в первом и последнем четверостишье, не упуская возможности поиздеваться над только что умершим Есениным (засранец!).
И вот где все становится понятно! Эта статья объясняет колкость и содержательность его стихотворений. Она объясняет, почему любой человек должен понять и полюбить творчество Маяковского, критикует творчество современных и "древних" поэтов, и рассказывает о бессмысленности стихотворных размеров.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ. (Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)
Второе. Точное знание, или, вернее, ощущение желаний вашего класса (или группы, которую вы представляете) в этом вопросе, т. е. целевая установка.
Третье. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретёнными, обновлёнными, произведёнными и всякими другими словами.
Четвёртое. Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождём, жилплощадь определённого количества шагов, которые нужно сделать для работы, связь с бюро вырезок для пересылки материала по вопросам, волнующим провинции, и т. д. и т. п., и даже трубка и папиросы.
Пятое. Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размер, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. и т. д.
Например: социальное задание — дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка — разбить Юденича. Материал — слова солдатского лексикона. Орудия производства — огрызок карандаша. Приём — рифмованная частушка.
Результат:
Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
как наскипидаренный.
Вот как то так. Прочтите книгу - переверните свой взгляд на поэзию.
Ветка комментариев
Я в Париже. Живу как денди.
Женщин имею до ста...
Мой член как сюжет в легенде
Переходит из уст в уста
Посоревноваться хотите?
В рунете таких маяковских как грязи. Оно годится для какого-нибудь пропутинского блога, а в великие поэты только для советского союза.
Конечно, большую часть времени Маяковский занимался промывкой мозгов, как и вся советская власть. И отсутствие современных сми сыграло ему на руку. Но все же делал он свое дело с умом и красиво.
нравится? бывает)