Больше рецензий

2 января 2018 г. 03:07

1K

5

Если первый том двухтомника раскрыл Маяковского как автора небольших пропагандистских стихотворений и описал его путешествие по Америке, то во втором томе Маяковский раскрывается с доселе неведомых мне сторон: там собраны его поэмы, пьесы и проза.

Поэмы
Про Ленина и социализм, конечно же (куда без этого?) а так же две наиболее прекрасные поэмы про любовь, которые можно читать и плакать, плакать и читать, читать и читать, плакать и плакать. Конечно же речь об Облаке в штанах и Флейте-позвоночник.

Про любовь - это те немногие слова из всего социалистическо-революционного стихотворного лома, которые не только вызывают восхищение гениальностью рифм и новизной ритма, но еще и трогают (сильно трогают!) за струны души.

- именно потому трогают, что тут не обличение слов в рифму, тут - режим экономии слов.
- именно потому трогают, что тут не "любовное настроение", тут соцзаказ, который нужно выполнить
- именно потому трогают, что каждое слово бьет в сердце,
- именно потому трогают, что это не пушкины-есенины, это Маяковский.

Хотите -
буду от мяса бешеный
- и, как немо, меняя тона -
хотите -
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а - облако в штанах!


Мария!
Имя твое я боюсь забыть,
как поэт боится забыть
какое-то
в муках ночей рожденное слово,
величием равное богу.
Тело твое
я буду беречь и любить,
как солдат,
обрубленный войною,
ненужный,
ничей,
бережет свою единственную ногу.
Мария -
не хочешь?
Не хочешь!

Ха!

Значит - опять
темно и понуро
сердце возьму,
слезами окапав,
нести,
как собака,
которая в конуру
несет
перееханную поездом лапу.



Уж не знаю, что там за Мария, поэма, кажется, посвящена Лиле Брик, но, наверное, имя - это просто формальность.
Что интересно, в обеих этих поэмах, написанных за 15 лет до его смерти, он говорит о самоубийстве.

Пьесы
Пьесы у маяковского носят фантастический характер в основном, и глядят в прекрасное коммунистическое будущее, конечно же. Больше, наверное, сказать нечего, стоит лишь отметить их первоклассные сатирическую и юмористическую составляющие.

Проза

Вот где собака зарыта! В последней сотне страниц второго тома. Здесь помещена на мой взгляд самая прекрасная статья Маяковского "Как делать стихи?" в которой он таки раскрывает зрителю некоторые аспекты своей кропотливой работы и даже объясняет их на конкретном примере "Есенину" , подробно объясняя алгоритм подбора слов и ритма в первом и последнем четверостишье, не упуская возможности поиздеваться над только что умершим Есениным (засранец!).
И вот где все становится понятно! Эта статья объясняет колкость и содержательность его стихотворений. Она объясняет, почему любой человек должен понять и полюбить творчество Маяковского, критикует творчество современных и "древних" поэтов, и рассказывает о бессмысленности стихотворных размеров.

Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?

Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ. (Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)

Второе. Точное знание, или, вернее, ощущение желаний вашего класса (или группы, которую вы представляете) в этом вопросе, т. е. целевая установка.

Третье. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретёнными, обновлёнными, произведёнными и всякими другими словами.

Четвёртое. Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождём, жилплощадь определённого количества шагов, которые нужно сделать для работы, связь с бюро вырезок для пересылки материала по вопросам, волнующим провинции, и т. д. и т. п., и даже трубка и папиросы.

Пятое. Навыки и приёмы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размер, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. и т. д.

Например: социальное задание — дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка — разбить Юденича. Материал — слова солдатского лексикона. Орудия производства — огрызок карандаша. Приём — рифмованная частушка.

Результат:

Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
как наскипидаренный.



Вот как то так. Прочтите книгу - переверните свой взгляд на поэзию.

Комментарии


Надо мной луна,
Подо мной жена,
Одеяло прилипло к жопе,
А мы все куем и куем детей,
Назло буржуазной Европе.


Я в Париже. Живу как денди.
Женщин имею до ста...
Мой член как сюжет в легенде
Переходит из уст в уста

Посоревноваться хотите?


В рунете таких маяковских как грязи. Оно годится для какого-нибудь пропутинского блога, а в великие поэты только для советского союза.


Конечно, большую часть времени Маяковский занимался промывкой мозгов, как и вся советская власть. И отсутствие современных сми сыграло ему на руку. Но все же делал он свое дело с умом и красиво.


нравится? бывает)


Вы любите розы?
а я на них срал!
стране нужны паровозы,
нам нужен металл!


Ай да рецензия - острая, точная, емкая, словно стрела концентрированной мысли! Вполне в стиле Маяковского, в его способе собирать в комок сути весь смысл. Очень понравилось!