Больше рецензий

lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

14 декабря 2017 г. 17:22

3K

4.5 Когда человек счастлив, он не знает, что он счастлив.

"Настоящая поэзия и счастье могут быть вместе очень недолго. Через какое-то время либо счастье делает стихи и поэта заурядными, либо настоящая поэзия уничтожает счастье"

Холодный, меланхоличный, тоскливый роман. Воистину, Нобеля в наше время дают в основном тем, кто рассказывает, как плохо живется в их странах и какое отсталое и закоснелое там население, не то что в прогрессивной Европе. Тем не менее, книга Памука, написанная почти двадцать лет назад, ярко иллюстрирует тот факт, что перебирающиеся в Германию турки не интегрируются, а продолжают жить своим тесным сообществом со своими магазинами, ресторанами, кафе, клубами, газетами и поэтическими чтениями, а также чаяниями о судьбах родины.

Герой, о котором рассказывает Памук, много лет прожил в Европе как политэмигрант и вернулся в родную Турцию, чтобы собрать сведения о волне самоубийств девушек-мусульманок, которых светские власти пытались заставить снять платки с голов. В отрезанном от мира заснеженном Карсе, расположенном в предгорьях на северо-востоке страны в непосредственной близости от государств Закавказья, время течет иначе, чем в прогрессивных Стамбуле и Анкаре и курортных городах южного побережья. Город долгое время был форпостом на границе и переходил из рук в руки от турок к русским, поэтому отличается неповторимой архитектурой. Здесь все еще сильны традиции и поднимает голову радикальный ислам, а главная тому причина - бедность и захолустность. И это роман, написанный еще до прихода Эрдогана к власти - хотя описанный Памуком военный переворот в миниатюре действительно имел место в 1997 году, и тогда генералы очень жестко выступили против попрания заветов Ататюрка. Мои светские знакомые в Стамбуле, когда я в последний раз там была в 2014 году, высказывали озабоченность ростом религиозных настроений и показывали в тамошнем районе Кадыкёй знаковое граффити

Его нарисовали в 2014 году после событий в стамбульском парке Гези. Тогда городские архитекторы протестовали против вырубки парка в центре Стамбула и строительства на его месте ТЦ. Митингующих разогнали, что повлекло за собой массовые протесты неравнодушных граждан. Во время жестокого полицейского произвола главный новостной канал Турции транслировал документальный фильм о жизни пингвинов. Так эти птицы стали символом обывательского равнодушия и игнора со стороны провластных СМИ. Османская традиционная шапочка — феска — в своё время была запрещена Ататюрком как символ пережитков прошлого. Авторы работы намекают, что обывателей накроет имперское прошлое, возврат к которому (шапка оттягивает стрелки часов назад) неизбежно стимулируется властями. Во многом напоминает происходящее в нашей стране, где общество также не понимает, в какую сторону хотят двигаться власти и как дальше развиваться.

В романе сплетается множество людских судеб, множество точек зрения, и каждый по-своему прав, а поэт Ка выслушивает всех и пытается понять, что чувствует сам, принадлежит ли он этой культуре или все же уже отошел от нее в сторону европейских ценностей. Он много размышляет, так ли нужны эти ценности турецкому народу, привыкшему действовать сплоченно и учитывать мнение общества. Вынесенная в эпиграф цитата созвучна с моими мыслями: настоящее искусство не бывает позитивным, потому что идет из глубины души, а там всегда одна печаль. Политические, религиозные, поколенческие вопросы встроены в изящную композицию: во время своего недолгого пребывания в Карсе Ка пишет сборник стихов и располагает их в определенном порядке на снежинке, группируя их в три раздела: логика, память и воображение. Разные точки зрения, с каждой из которых он в чем-то соглашается, а в чем-то чувствует себя бесконечно далеким от принятия, позволяют посмотреть на события с разных сторон, объективно и беспристрастно, правда, как всегда, тем, кто с краю, прилетает рикошетом.

Есть в романе и любовная линия, но меня она ничуть не зацепила.

спасибо Жене Raija за совет во флэшмобе

Комментарии


Классная рецензия! Рада, что тебе понравилось.

настоящее искусство не бывает позитивным, потому что идет из глубины души, а там всегда одна печаль

однозначно.

Есть в романе и любовная линия, но меня она ничуть не зацепила.

А меня очень. И как Ка думал, что за счастье, которое он переживает в настоящий момент, обязательно придет расплата: тоже склонна к таким мыслям. А то, что Памук великий меланхолик, верно подмечено. Вообще он один из моих любимых современных авторов. Будешь его читать еще?


Да, у меня такие мысли тоже иногда проскакивают, по-моему, советская такая установка. У меня еще есть Музей невинности, буду читать, как руки дойдут до него.


О, это мой самый любимый♥

У него еще "Дом тишины" очень хорош. Умеет же, когда захочет)


Давай про любовную линию поговорим. Для меня Ипек была для Ка чем-то вроде недостижимой мечты, а когда он узнал, что с Мухтаром они разбежались, он принялся мечтать о жизни с ней во Франкфурте, потом узнал о Ладживерте, ну и собственно она кинула его с отъездом. С его точки зрения все ясно. А с ее? Не повезло с тремя мужиками, детей не родила, племянник свет в окошке. Притом без платка. Логика где?


Хм, я вот помню, что Памук, создавая образ Ипек, прямо-таки меня поразил знанием женской психологии.
Правда в том, что Ипек любила Ладживерта, но понимала, естественно, что он женат на своей идее, и нормальной жизни с ним не получится. Но, как известно, сердцу не прикажешь... С другой стороны, появляется такой весь влюбленный в нее Ка, он ей нравится, и она думает: а почему бы и нет? Собственно, она ему не врет и честно заявляет, что если пока она его не любит, то обязательно будет любить, когда они уедут. И вдруг выясняется, что Ка предал Ладживерта в лапы полицаев. Я забыла, они его убили? Этого Ка простить она не могла. То есть простила бы, наверно, если бы он продолжал ее добиваться, попросил прощения. Ка же - типичный рефлексирующий рохля (альтер-эго Памука, у него все мужские гг такие). Он пишет ей письма из Германии и даже не отправляет. Ну и как Ипек должна понять, что он раскаивается в том, что все так получилось?

А ключевой для меня стала сцена, когда уже после смерти Ка Памук встретился с Ипек и спросил у нее, почему она так и не простила Ка, на что она сказала, что он, дескать, должен был бы приехать к ней, если хотел прощения. А Памук ей возражает: но въезд в Турцию для него был невозможен, приехав, он бы рисковал жизнью. И тут Ипек говорит: А Ладживерт ради нее все время рисковал жизнью. То есть он считала, любовь к ней Ка была недостаточно сильна, во всяком случае, ради этой любви Ка не готов был подвергать свою жизнь опасности...

По-моему, с точки зрения чувств понятная история. Мне очень жалко Ка, но и аргументы Ипек в чем-то справедливы. Тут еще надо учесть характер и менталитет турчанок. Они жутко гордые и упрямые. Еще обратишь на это внимание, когда будешь читать МН. И кажется, у Памука такие женщины вызывают восхищение...


Ипек любила Ладживерта, но он спал и с ней, и с Кадифе, как после этого у сестер отношения не разладились непонятно, и как это соотносится с образом Кадифе как правоверной мусульманки? Секс до брака - это ж мегахарам. А Ипек, получается, сошлась с Ладживертом еще будучи в браке с Мухтаром, как муж ее не прибил за это, он же тоже весь из себя верующий? Ладживерта убили, да, но ведь навел на него не Ка, хотя все сочли виноватым Ка, а ему не дли шанса высказать свою версию - запихали в поезд и ариведерчи.


Я так поняла, что Ка выдал местонахождение Ладживерта, т.к. ему сказали, что Ипек продолжала с ним встречаться уже когда Ка был в городе, определили по прослушкам телефона, взяли Ка на понт, в общем.
Ну, сейчас нас исламом сильно запугивают, но мусульмане - они такие же люди со своими недостатками, как и все. Принадлежность к той или иной конфессии не делает из человека праведника. Толстой был православным, что не мешало ему впадать в гнев и прочие грехи. Ипек, к тому же, не была такой уж правоверной мусульманкой, она была более европеизированной. К тому же, ислам в Турции это больше дань традиции, как уважение к старшим, например, чем строгое следование предписаниям религии.
Мне кажется, и Кадифе не хотела снимать платок именно потому, что это было посягательство на ее идентичность, она находила унизительным, что ей диктуют, носить его или нет, в чем я с ней вполне согласна.
Мухтар тоже, мне кажется, больше ориентировался на общественное мнение, чем на внутреннюю религиозность. В исламе религия - не твое частное дело, все живут в общине, и вот задумываются, как на них посмотрят. Тоже проблема маленьких сообществ, и не только мусульманских.