Больше рецензий

Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

2 декабря 2017 г. 17:58

2K

5

Прямо посреди осеннего леса стоит театральная сцена. Актеры, как и положено, на сцене. Вокруг публика – люди с повязками на глазах. Зрителей нет, остались только слушатели. Повязка не делает человека слепым, это просто имитация, но даже она лишает людей зрительного контакта, мешает оценивать себя через восприятие окружающих. Идентификация себя в этом мире требует внимательного взгляда в окружающее нас пространство. Ландшафт однозначно подскажет, край родных осин различает наше зрение или нам посчастливилось заблудиться в лесу чужого и неприветливого острова, где свет маяка попросту некому увидеть. Театралы в лес пришли по собственной воле, но как только им надели повязки, конкретное и непрерывное ранее пространство исчезло, а значит временно перестали существовать все события, привязанные к конкретным пространственным ориентирам. Проще говоря, на время представления перестало быть прошлое.
Что же осталось? Осталась пьеса Метерлинка, ведь именно ради экспериментальной постановки этого классического произведения любители театра шли по лесу (пачкая обувь, между прочим, дождь вчера был), а теперь вот сидят и слушают. Говорят, 90% информации человек получает за счет зрения. Раз нашим театралам зрение ампутировали, им ничего не остается, как в большей степени сосредоточиться на том, что слышат со сцены, а также на своих собственных мыслях. О чем же они думают?

Первый слушатель. Вот зачем я сюда пришел? За билет кучу денег содрали, повязка жмет, на сцене одно и то же талдычат.
Вторая слушательница. А я знаю, почему слепые остались без помощи. Я всего Метерлинка прочла еще в 1997-м, в оригинале, между прочим!
Третий слушатель. Хм, а у этой молоденькой актрисы голос ничего. Интересно, когда кланяться выйдут, повязку снять можно будет?
Четвертая слушательница. Выключила газ на кухне или нет? Вроде да, но вдруг. А-а, что же делать?
Пятый слушатель. Все-таки Метерлинк мастер слова, куда там современным "драматургам"
Шестая слушательница. Как же всех их жалко!

Слушателей в этот час гораздо больше шести, но перечислять мысли всех слишком утомительно. Давайте посмотрим, нет ли тут еще кого-нибудь. Актеры, слушатели, асистенты (должен же был кто-то повязки надевать да стулья на лесной поляне расставлять). Так, а это кто? Критик! Смотрит второй раз без повязки, чтобы оценить все полностью. Лицо он, пожалуй, беспристрастное. Вот его и спросим о пьесе и данной постановке.
Суперважное мнение критика:
Метерлинк - гений. Сделать такую грандиозную и сложную пародию на все человечество в такой небольшой по объему пьесе! Все мы слепы по отношению друг к другу, кто-то с рождения, кто-то раньше мог видеть свет в людях, а потом повзрослел. Религия, бывшая нам проводником, ныне состарилась, и мы как слепые в лесу боимся каждого шороха и ждем прихода будущего. Казалось бы, вся надежда, что наши дети окажутся зрячими. Однако финал пьесы пугает нас ужасом неизвестного (не хуже, чем лучшие произведения Лавкрафта), и крик ребенка оставляет мало шансов на счастливый исход из леса предрассудков и заблуждений.
А вот постановка - никакая. Может быть, задумка интересная - вытащить на природу за город этих театралов в костюмах и вечерних платьях. Но до чего же убого организовано, акустика плохая, актеры не достаточно стараются, комары кусаются. Лучше уж читать пьесу или поискать менее абсурдный театр.
Маловажное мнение рецензента:
Это мое первое знакомство с Метерлинком. Я впечатлен. Есть такие картины, на которые чем больше смотришь, тем больше деталей замечаешь. С этой пьесой то же самое. Чем больше о ней размышляешь, тем больше символизма видишь в этом простом тексте. Обязательно продолжу знакомство с автором. И вам рекомендую.

Комментарии


Очень необычно и интересно написанная рецензия. Прямо захотелось последовать вашему совету)


Спасибо, я старался)
Если эту пьесу не читали, познакомьтесь обязательно. Она очень короткая.


Да я вообще Метерлинка не читала, а в планы всё занесла)