Больше рецензий

2 декабря 2017 г. 11:41

929

1 Пустышка нобелевской пробы

Вместо эпиграфа: "Не следует читать книг, которые занимают общественное внимание или производят шум" (А.Шопенгауэр).

«Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6). И вот Сарамаго старательно, с нескрываемым наслаждением составляет в «романе» одно бессмысленное извращение за другим, преподнося их, видимо, в качестве своей земной (читай: животной) философии: и Дева Мария у него рожает полтора десятка раз, и Христос блудит с Магдалиной, но по не оговариваемой причине избирается Богом для прославления Его, и Бог не ведает, что творит…

В то время, как канонические евангелия благовествуют т.н. Царствие Божие, неизменно подчёркивая необходимость нравственного совершенствования для достижения такового, – «евангелие» от Сарамаго… А что, собственно, благовествует Сарамаго? Его мировоззренческая концепция, – автор, стоит подчеркнуть, остаётся до последнего религиозно ни холоден, ни горяч, – невыброженная, невыстоянная мешанина (её эклектикой-то не назовёшь) из религиозных догматов, теософских потугов и атеистических разоблачений, которые он в «романе» разбрасывает к месту и не к месту. Его попытка разобраться в себе, - безусловно, похвальная, - позволяет читателю поставить себя на место нобелевского Христа, чтобы узреть самоё себя, рассмотреть с новой точки зрения жизнь и духовные вопросы, но тут же даёт явственное понимание того, что содержание «романа» даже с позиций самопознания заурядно, затасканно и представляет собой трюизм.

Действительно, если для Сарамаго-христианина присочинённое им к четвероевангелию есть не более, чем глупость и уж никак не альтернатива, на которую претендуют апостольские апокрифы (евангельские события он лично не видел, не слышал и даже «рядом не стоял»), то для Сарамаго-язычника всё сказанное есть не что иное, как банальное повторение затёртых христо- и мариологических теорий, синтезируемых то и дело всевозможными жидовствующими, назореями и проч. ересиархами. А потому сочинителю околоевангельских фэнтези нужно быть хотя б немного богословом и, главное, помнить правило Миранды: «Всякое сказанное вами слово может быть использовано против вас в суде» (ср.: Мф. 12: 37).

Вместо резюме: "Вследствие того, что толпа упорствует читать не лучшие книги всех времён, но лишь новейшие произведения современной литературы, теперешние писаки вертятся в тесном круге всё тех же повторяемых идей, все твердят одно и то же, и наш век не вылезает из собственной грязи" (А.Шопенгауэр).