Больше рецензий

5 ноября 2017 г. 00:33

633

3

Как всегда с небольшим отставанием я продолжаю читать всякие творческие сэлфдэв книжки, имевшие яркий отклик в сети. Вот так наконец очередь дошла и до "Творческих прав" Дэнни Грегори.
Итак, "Творческие Права" оказалась одной большой вдохновляющей речью, приправленной горсткой весьма действенных упражнений. Несмотря на достаточно всеобъемлющее название, эта книга - про рисование. Впрочем, это и не удивительно. Рисование сейчас - самый популярный вид творчества. В эпоху легко доступного визуального контента это самый простой способ получить фидбэк. Одного взгляда на рисунок хватает, чтобы уже составить своё мнение. Это не текст, не танец и не мелодия, которым надо уделить хотя бы несколько минут своего времени. Начинающим творцам очень необходим фидбэк, это то, что мотивирует их продолжать. Поэтому популярность рисования столь легко объяснима. А эта книга в первую очередь - для начинающих.

Название "Творческие права" появилось по аналогии с водительскими правами. Грегори предлагает относится к навыку творчества так же, как мы относимся к навыку, например, вождения:

"Если бы мы относились к вождению так же, как к творчеству, мы бы считали, что человеку это либо "дано", либо нет. Мы бы присматривались к детям и ждали, не начнут ли они рулить самостоятельно, нет ли у них особого дара. Этот дар мы бы холили и лелеяли, чтобы не загубить его. И вели бы себя так только с теми, кто подает надежд стать профессиональным водителем".

Действительно, звучит логично. И действительно хорошо подходит, чтобы развенчать привычные стереотипы об "избранности" творческости. Это просто навык, один из множества других, которые мы можем освоить в течении жизни.

Однако для убеждения самого себя в том, что "я тоже могу это делать" - чего часто не хватает людям в самом начале творческого пути, такая установка вряд ли подойдет. Это сравнение хорошо подходит для реалий стран, где вождение является жизненно необходимым навыком. Да, пожалуй, это удачный пример навыка, который мы получаем в сознательном возрасте в отличие от бега, хождения или родного языка. Но хорош этот пример только в том случае, когда этот навык витальный. Мне, как жителю большого города, где вполне можно обходиться без личного транспорта, этот пример несколько чужд. Впрочем, есть в моем окружении примеры, когда люди получали навык вождения при необходимости, но этот навык так и никогда и не стал для них комфортным, поэтому при первой же возможности был отложен. Увы, творчество это не витальный навык. Если не чувствовать себя в нём комфортно, то от него по-прежнему легко отказаться.

Эта книга - хорошее руководство для самых начинающих, особенно, художников. Здесь есть инструкции " с нуля", и метод обучения во многом основан на методе правополушарного рисования Бэтти Эдвардс, с рисованием через негативы. Но в этой книге эта теория представлена намного более простым и игривым языком. В добавок - практика на простых окружающих нас каждый день предметах, вроде баночек на полках в ванной.
В книге много идей, над которыми можно было бы поразмышлять, потенциальных источников вдохновения, здесь есть список литературы и список фильмов, есть множество вопросов, которые могли бы подтолкнуть к началу творческих размышлений. В общем и целом это книга для тех, кто любит всякие вдохновляющие речи с открытыми вопросами. Вся книга - этакая лекция с TED: личная история успеха автора, его методы работы, предложения, как этим могли бы воспользоваться другие и идеи, идеи, идеи без развития. Её сложно назвать практической - практики здесь минимум, помимо практи самого автора, однако ей под силу задать правильный тон для начала. Её можно назвать сборником направляющих знаков, указателей на дороге.