Больше рецензий
30 октября 2017 г. 00:53
4K
3 Немашенька и немедведь.
РецензияДва раза благодаря "Террору" у меня возникало ощущение праздника. Первый раз - когда эта книга выпала мне в игре. Второй раз - когда я ее дочитала. Если прибавить сюда же многолетнее предвкушение восторга от знакомства с книгой, то получим уникальный опыт чтения, который мне пока сравнить не с чем.
С чем может ассоциироваться белый цвет? С праздником, с зимними забавами, с сиянием чистоты, со стерильностью больницы или, может, с неотвратимым ужасом, который невозможно увидеть, пока не станет слишком поздно, но который можно услышать сквозь бесконечное завывание ветра и треск льда? Еще Моби Дик показал каким пугающей бывает белый цвет - этот вечный спутник мрака той бездны, которой каждый из нас рано или поздно начинает страшиться. А если они чередуются? Если бездонный мрак сменяется бескрайней белизной? Ни знакомых ориентиров, ни понятных примет, ни привычных условностей, за которые так удобно хвататься, если поскользнулся на коварном льду и начал падение. Здравствуй, непонятное пугающее нечто. Новый мир, совсем не дивный, хотя и относительно новый, неизведанный. Мир, из которого достаточно вернуться живым, чтобы стать героем.
Именно так поступают Британия и Адмиралтейство, когда вы возвращаетесь из позорно провалившейся полярной экспедиции, понеся чудовищные потери в людях: если вы остаетесь в живых, вам присваивают титул и воздают почести.
Мир, которому наплевать на титулы и табель о рангах. Который заглядывает в самую глубь души человеческой. Который спросит полной мерой с непрошенных гостей за, то что явились в чужие владения. Который испытает каждого на гибкость мышления и умение приспосабливаться к окружающей среде.
Симмонс покажет нам с десяток избранных, преимущественно офицеров или просто людей образованных, вроде доктора. Позволит сравнить какими они были, готовясь к экспедиции за Полярный круг и какими они стали после двух лет, проведенных на обездвиженных льдами кораблях. С точностью записей с камеры наблюдения он покажет их жесты, действия, перемещения. Можно будет рассмотреть в деталях корабли и консервы. Посчитать количество надеваемых свитеров и сравнить деревянные протезы лоцмана. Разглядеть гвозди на ботинке и скелеты в лодке. Прослушать диалоги между избранными. И, на основе увиденного и услышанного, сделать выводы о том, что происходило в душе каждого из тех, кому не посчастливилось оказаться не в том месте и не в то время. И не приставайте к автору со всякими глупостями на счет внутреннего мира персонажей, их переживаний, сомнений, надежд и страхов. Кто вам сказал, что психологические трансформации, происходящие с людьми важнее перечисления вещей, которые они с собой взяли? Кто? Вот он пусть вам и объясняет о чем думали люди, запертые на на Терроре и Эребусе. Автор занят важным делом. Не видите что-ли? Столько всего нужно успеть - отчитаться обо всем, что было прочитано в ходе подготовки к написанию романа, соединить плохо сочетаемые жанры и отполировать это мифами эскимосов.
Эти люди прибыли в край, не прощающий неверных решений, не игры играть, а разобраться в самих себе и автор, как подлинный демократ, не станет оказывать на них давления и вообще вмешиваться в этот процесс. Это ведь сугубо личное. Так что Симмонс ограничится парой советов. Например:
Пожалуйста, в дальнейшем воздержитесь от употребления метафор или аналогий, неизвестных вам по личному опыту.
Как интересно. Значит, метафоры нельзя. А все остальное можно? Что из того, что описано в романе автор испытал на себе. Он был в тех местах, которые отправились исследовать Террор и Эребус? Он там зимовал? Знаю, что не должен и силы воображения достаточно, просто интересно стало.
Они были первыми. Экспедиция отправилась туда, где еще никто не бывал. Им должно было повезти и они бы вернулись героями. Надо всего немного - компетентное руководство, сплоченная команда, думающая не только о почестях и деньгах, качественные припасы. На них столько всего свалилось, что местное воплощение мистики можно рассматривать как милосердие природы к тем, кто пришел за грань обитаемого мира неподготовленными. Без охотников. Без рационально мыслящего человека во главе. Без навыков передвижения по суше.
Мастер-класс по выживанию во льдах от Дэна Симмонса, в котором были и приятные моменты. За одно только
– Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос,– произнес Бридженс по-гречески.
полбала хочется добавить. И за Дарвина. А если бы еще Ньютона вспомнили!.. Но его здесь особо не к чему прикрутить. И снова остался невыясненным вопрос: "Крякают ли утконосы?" Ну, по крайней мере их упомянули и даже выделили целый пруд. Мифы у эскимосов занятные. Один - просто вылитая сказка про Дюймовочку, только с отрезанием пальцев.
А в остальном... Мне не хватило внутренних переживаний героев. Я хочу читать про людей, а не про сапоги с гвоздями и скелеты в лодке. Зачем было вводить мистику, если природы и "внутренних демонов" экипажа хватало с лихвой? Должны быть только природа и люди. И виной трагедии, скорее всего стал человеческий фактор. Выживали же другие в тех же суровых условиях. Пожалуй - это главный камень преткновения. Для меня мистика в истории реально существовавших людей абсолютно неуместна. Понимаю, что это мои личные стереотипы, сформированные советской литературой. Оттуда же твердое убеждение, что полярники - мужественны, благородны, сплоченны и т.д. А у Симмонса незнамо что - все негативные стороны человеческой натуры, которые можно встретить в современном обществе. Зачем было переносить это на экипажи Террора и Эребуса? Туда брали всех подряд? Хотя может и брали. Купили же они консервы за полцены от обычной да еще и поставленные в неправдоподобно короткий срок. Честно, мне было некомфортно от такого отношения к реальным людям. К памяти погибших моряков и офицеров. Не уверена, что были документальные подтверждения именно такой реконструкции характеров и взаимоотношений, отношения к делу. Когда я, к концу книги, махнула рукой на реальную основу событий и воспринимала все как выдуманную историю, возмущение улеглось, но для налаживания отношений с книгой и автором было уже слишком поздно.
К тому же, стиль у автора как в энциклопедии. Уж не знаю Симмонс ли Википедию цитировал или наоборот, но с ходу не отличить. Не оправданный повтор событий. Мне не история двух экипажей будет вспоминаться, а лодка с двумя скелетами и ложками. Я и с первого раза поняла, чьи они и как дойдут до такого состояния. Зачем было многократно возвращаться? Зачем автор кружит возле деталей сюжета как падальщик вокруг умирающего раненного зверя? Сужая круги и дожидаясь смерти, чтобы наброситься и разорвать на куски. Зачем эти перечисления? Зачем акцент на действии, более подходящий для кино, чем для литературы? Да это я про бесконечную главу с беготней Блэнки. А я думала что более бессмысленного рассказа, чем скитания полковника в отсеках корабля из Гипериона Симмонс придумать не может. Оказывается, для него нет ничего невозможного. Он даже может написать безразмерный роман, который захватит меня отчасти лишь в последних главах. Этого слишком мало, чтобы по доброму отнестись к произведению. Град фактов уничтожал робкие ростки интереса и не вставали перед моим мысленным взором картины бескрайних льдов, не слышался треск, не мерзли пальцы. Книга так и не открылась для меня с той стороны, с которой открылась тем кто ее щедро награждал.
Как уже не раз говорила, есть гении и есть популярные авторы. Читаю и тех, и других. Только оставляю за собой право сортировать по своему. И Симмонс, на мой взгляд, именно популярный автор. Тот, кто знает как увлечь публику, как быстро состряпать роман в любом жанре. Который пишет не потому, что не может молчать о наболевшем, а потому что технически подкован в литературе. Кто пишет, чтобы доказать свою свою состоятельность в любом жанре и расширить аудиторию. Я не считаю, что быть популярным автором плохо. Мне просто не нравится, когда одно подменяют другим.
Книга прочитана в рамках игры Кот в мешке.
Сорок пятый котик пошел, полярный)
За компанию и моральную поддержку благодарна мудрой и доброжелательной Вике SantelliBungeys
Комментарии
Как знакомо) пришлось не единожды столкнуться с подобным)
"Все, что нас не убивает, делает нас сильнее")
А сколько таких книг еще будет...))
Желательно поменьше)
Да-да)
Ох... да, про чужое мнение, в которое слепо веришь и которое потом вступает в полный диссонанс с собственными впечатлениями - это всегда горько. И дико хочется понять как и где все расписанные прелести в книге разглядели другие, и так жаль, что от меня эти прелести спрятались. Или наоборот, когда ты их видишь, а другой читатель нет и тоже дико жаль, что прекрасные впечатления свои не "оттранслируешь" другому.
Удивительно, что желание читать автора не пропало у тебя, притом что в общем-то все прочитанные пока книги не выше 3,5 :)
Взяла сейчас книгу с полки, открыла в случайном месте, наткнулась тут же глазами на то, как зловонное нечто откусило человеку голову. Офигела, закрыла. Чтение будет нелегким:))
согласна на все сто! я даже в ходе чтения не раз прерывалась, чтобы почитать рецензии и понять, где искать и в каком углу встать чтобы увидеть , то что остается скрытым от меня) к сожалению, нужной точки я так и не нашла. но это же не значит, что ее нет.
Если откусывание голов- нелегкое испытание, готовься по полной программе. Книга щедра на кровь-кишки и прочую расчлененку) я то такие мелочи жизни уже даже не замечаю))
Нелегкое ли - предстоит узнать, я просто не ожидала такого. Думала, там другого плана ужасы :))
В Терроре ужасы всех сортов. Пугает стихия, пугают поступки людей, пугает неведомая зверушка - выбирай)
Да уж, каравай-каравай) и не знаешь, что из этого страшнее на самом деле. Пожалуй все же второе...
Соглашусь) стихии можно противопоставить сплоченные действия коллектива, с неведомой зверушкой можно договориться или святой водой побрызгать, а вот с людьми, которые и сами то не знают как поведут себя в той или иной ситуации и насколько глубоко могут пасть, все гораздо сложнее.
Именно. Да и со стихиями, монстрами все более или менее предсказуемо. Тот природный антураж, в который отправились герои по умолчанию не очень дружелюбен, опасен и полон нелегких испытаний. От монстра тоже поцелуев не ждешь)) а человек тем и страшен, что он вроде как человек, но проявить себя может порой похлеще монстра.
Точно!
Не одной мне не понравилась,хотя так и нельзя говорить,но это не может не радовать)))
Ты сегодня добра как никогда))
*встретить единомышленника всегда приятно )*
А вообще я злой гений?)))
не то слово)))
Я за тобой такого не замечала, но вдруг ты искусно это скрываешь?)
все может быть)))кто знает)))
все, кто знал, уже ничего не расскажут?)
об этом знаешь ли не говорят)))
Слышала краем уха)
))))