Больше рецензий

Tsumiki_Miniwa

Эксперт

ещё та фантазёрка

11 октября 2017 г. 10:56

2K

4 Мелодия о несбывшемся

Белоснежное чистое полотно. Проведешь по поверхности ладонью и почувствуешь паутину нитей холста, а может, зернистость бумаги. Обнимешь кончиками пальцев. В прозрачной банке, полной воды, потерялся солнечный луч. Палитра в руке и пока не тронута. Взмах кисточки, жёсткий ворс утонет в цветистой глубине баночки с краской. Тягучий ловкий акрил мне всегда нравился больше капризной акварели. Фактурный мазок, глубина тона. И почему я бросила рисовать?

Тема творчества настолько благодатна, что, взращенная на страницах, она может сделать произведение воздушно-акварельным или масляно-тяжелым. Только дай волю воображению и повествование окрасится в тысячу тонов, заиграет сотнями оттенков. Только отпусти реальность и начни писать… У Трейси Шевалье получилось на мгновение разбудить во мне художника. Того самого творца-недоучку, что когда-то давно тоже искал сюжет, грунтовал холст, намечал расположение предметов, набирал краску, добивался нужных оттенков и менял реальность на часы за живописью или графикой.
Творчество живёт на страницах романа, органично вплетаясь в судьбы героев. Юная Грета поступает в услужение к богатой семье Вермееров, еще не зная, что ее жизнь вскоре обретёт совершенную новую форму и цвет, наполнится и переменчивым счастьем, и гнетущей болью. Будни служанки, связанные с каждодневной уборкой, стиркой до кровавых мозолей и глажкой до ломоты в спине, и будни художника, окрашенные вдохновением, смешаются на контрастном холсте жизни.
Говоря же безотносительно к живописи о содержании романа, стоит отметить в нем заметный перевес. И перевес этот будет в сторону Греты. Очевидно, что повествование от первого лица всегда предполагает давление линии рассказчика над другими сюжетными линиями, но… Мне так хотелось хоть на мгновение приблизиться к личности известного Яна Вермеера! Мне так хотелось познакомиться с ним, проникнуть в его талантливую голову! Конечно, все это было бы лишь выдумкой автора, и все же… Известный нидерландский живописец словно остался за невидимой стеной.
Линия Греты выписана превосходно. Ее непроизвольно пропускаешь через себя –восхищаешься, открываешь в себе неизведанное раннее чувство, решаешься подчас на невероятные отчаянные поступки. Отмеряешь пальцами положение предметов на столе, рассматриваешь небо в поисках ультрамариновых, изумрудных и жемчужных оттенков, заглядываешь в камеру обскура, выстраивая идеальную перспективу. Болеешь душой за родителей, сомневаешься над будущем и боишься.
Финал логичен, но сколько грусти он приносит! Такой ли участи ждешь для героини? А могло ли быть иначе? Почему-то мне кажется, что любовь Греты была безответна. Она была чудесным помощником для Вермеера, терпеливой натурщицей, старательной ученицей… Но была ли она любовью? Лично я сомневаюсь.

Как бы то ни было, история «Девушки с жемчужной сережкой», так легко и занимательно написанная Трейси Шевалье, захватила и не отпускала меня два дня. Быть может, она не столь хорошо окунает читателя в эпоху, быть может, она не раскроет вам тайн души известного творца, но при этом она подарит вам часы вдохновения и, конечно, понимание того, что любовь – далеко не всегда дорога, усыпанная лепестками роз. Так часто, безответная, она превращается в бесконечный акт самопожертвования, в вечную печальную мелодию о несбывшемся.

Может, кого-то заинтересует...


... поддалась соблазну и нашла картины, упоминавшиеся в романе:

картинка Tsumiki_Miniwa
картинка Tsumiki_Miniwa
картинка Tsumiki_Miniwa
картинка Tsumiki_Miniwa
картинка Tsumiki_Miniwa
картинка Tsumiki_Miniwa
И, конечно, самая знаменитая, самая любимая:
картинка Tsumiki_Miniwa

Ветка комментариев


Главное - не ждать многого)


Ну да, книга подготавливает к легкости и непринужденности :)