Больше рецензий

1 октября 2017 г. 21:58

163

3 Мистический флер с угнетающей атмосферой

В этой истории нет героев или злодеев, и пусть некоторые со мной не согласятся, но в книге на первое место я бы поставила мотивы и поступки людей, а также последствия от их выбора.

Дальше...


Добрую половину "Речного короля" я не понимала, зачем нужны в сюжете все эти люди, почему повествование так резко перескакивает от одного человека к другому, и кто, собственно, этот загадочный речной король (последнего я, собственно, и сейчас не понимаю, из вариантов - Гас и сама природа Хаддана). Когда появились Карлин и Гас, то я подумала - вот они, наши главные герои, терпеть все закрутится-завертится... И хоть где-то я угадала. Сюжет неуловим, как призрак одного убиенца из романа, он не зацикливается на чем-то одном, а включает в себя истории отдельных людей, чьи судьбы переплетаются и, иногда, вступив в недолгое взаимодействие, расходятся с ничем. Можно с натяжкой назвать роман детективом, вот только расследовать убийство никто не торопится, а в конце, отчаявшись привести значимые зацепки, автор просто сваливает все на чуйку одного полицейского.

Гас играет важную роль в сюжете

спойлер
пусть его и довольно быстро выводят из игры
свернуть

, произошедшее с ним становится отправной точкой, способствует развитию действий в тихой заводи городка Хаддана. Благодаря Гасу меняются жизни, в которых, казалось бы, уже никогда не случится никаких сдвигов, раскрываются старые тайны и находят себя потерянные люди.

Отдельно хочу отметить мистический флер романа. Он вносит в мрачную серую атмосферу города, которую, по идее, должны скрашивать описания природы - они же, наоборот, погружают читателя в состояние безысходности, хоть и поданы довольно неплохо - долю ярких тонов. Внезапно появляющиеся в карманах пальто рыбки, взявшиеся из ниоткуда речные камушки в укромных местах комнаты, проявившийся на фотографии портрет умершего человека, возникающий из ниоткуда запах роз в середине зимы... И даже природные явления, необычные, но и не сверхъестественные - дождь из водорослей и финальное наводнение - как бы бросают вызов монотонной жизни горожан. Радует эта ненавязчивость мистики. И что некоторые герои романа воспринимают ее как сигнал к размышлениям, а не к панике, что в общем-то может показаться странным.

Повествование размеренное и плавное, как течение спокойной реки. И именно неторопливость слога лучше всего передает ощущение жизни, как постепенно дни сменяют друг друга, как иногда часть прошлого предается забвению, а иногда живет в сердцах людей, напоминая о потерях и ошибках застарелой грустью.

Роману свойственна наивность и шаблонность героев, прерывающаяся нетипичным для них поведением (еще одна странность).
Читая о детской жестокости, взяточничестве, сплетнях и прочих неприятных вещах, ты понимаешь, что таковы люди. И даже отрицательные герои и те, кто бездействовал, когда на их глазах совершалось нечто отвратительное, даже они могут почувствовать вину и так или иначе получить по заслугам от самой жизни. Это не кармическое воздаяние, а именно что последствия выбора. На контрасте со всеми отвратительными фрагментами, занимающими ключевые места в романе, отчетливо видно те вечные ценности, которые не сможет стереть время или заставить забыть другие люди.

Считается, что книга - женский роман, и да, соглашусь, тема любви в ней является одной из центральных, но в то же время автор не зацикливается на приземленной трагедии межполовых отношений, а выводит ее на чуть более духовный уровень (До идеального далеко, конечно). Единственная лишняя линия в "Речном короле" - связь Бетси и Эйба. Как-то остро несоответствующая настрою романа, она не зацепила от слова вообще. Она-то, как по мне, больше всего способствует выставлению театральности произведения, где все люди - актеры, а зритель всего лишь смотрит очередной красивый спектакль.

В целом, книга читается легко, но остается после нее... нечто вроде осадка. Это не разочарование или отвращение, скорее грусть. Мне вот хочется посидеть где-нибудь в тишине и подумать. Например о том, как мне быть внимательнее к происходящему вокруг, замечать постоянно ускользающие детали чего-то важного.