Больше рецензий

rvanaya_tucha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2011 г. 22:21

127

5

... и не кончается строка.

Это ужасно. Кошмарно, просто немыслимо.
Как-то невозможно ощущать, что чтение окончено (язык не поворачивается сказать "книга окончена"), должны быть окольные пути, может быть, лента Мёбиуса, но непременно требуется новая глава, новые сочетания слов. Набоков совершенно не различает первое, третье лицо, повествование, письмо матери, роман в романе, разговор с Зиной или вымышленный диалог с Кончеевым, или сон, или иное возможное будущее. Текст один, единый и единственный, он тянется, мнется на языке читающего, и этим слабо отличим от текста жизненного, от полотна обыденности, где так же неразличимы явь, видения, прочитанные и просмотренные миры, косвенная речь, цитаты, реминисценции и ложное, податливым сознанием подведенное под истинное. Поэтому как может это закончиться.

"Дар" - тяжелый дым. Первые семьдесят страниц ненавидишь, читаешь их просто из принципа, или уж если надо. Потом начинаются вялые мыканья слепого сюжета - туда, сюда, по чуть-чуть, по имечку, по местечку, и перед тобой толчками распускается текст. Вторую главу ты вдруг проглатываешь (даже не смакуя, потому что так неожиданно, потому что сам как-то и не понял), вот третья такая же, но тут позволишь себе насладиться, вчитываясь в игольчатые диалоги и кропотливые материалы к четвертой главе. А там внезапно натыкаешься на булыжище на тропиночке, на китайскую стену практически, на этот роман в романе, на жизнь в жизни, которая вроде как вложенная, приросла, и уже не оторвать, но вот смотришь в эти слова и думаешь: Бже, зачем это. Может, пропустить? Дочитать потом? Оставить на будущее? Тесно и сухо в этой четвертой главе, но ты все же (по правде говоря, и не без щекочущего читательского любопытства) добираешься до заключительных восьми стихов. Последняя часть, кажется, самая - самая всё, самая счастливая, чистая, короткая и летне жаркая. Через нее проскальзываешь, как Годунов, холодным телом извиваясь между людей и вещей, и остаешься в ночном Берлине, где подобие белых ночей: воздух был прозрачно-сер, и мыльным маревом плыли туманные дома, остаешься весь мятый и теплый, в ночных туфлях, в старейшем мятом костюме, запятнанном спереди, с недостающей на гульфике пуговкой, мешками на коленях. И кажется, что эта ночь - она никогда не закончится:
судьба сама еще звенит, - и для ума внимательного нет границы, - там, где поставил точку я: продленный призрак бытия синеет за чертой страницы, как завтрашние облака, - и не кончается строка.

Как можно работать с набоковским текстом? Для меня очевидно, что будет не хватать винтиков, будет не хватать сил, всеохватности, дара, в конце концов. Набоковеды, поглощенные (в прямом смысле слова) материалом, начинают разворачивать собственные тексты, незаметно для себя чертят собственные шахматные поля, рисуют задачи, перебирают решения, играют словами, мешая их на клетках: что получится, если так? О, а ведь есть еще ход конем, ну-ка? Это искусство, в котором наука растворяется в виду специфики материала.

Как можно читать набоковские тексты, и, закрывая книгу, складывать ее обратно рядом с кроватью, в комодик, на полку? Кощунственно тупо пялиться на игру слов и порождаемых смыслов, посмеиваясь про себя, а в качестве платы предлагая место темы в завтрашнем разговоре с друзьями и случайную лоскутную цитацию. Хочется сказать, что набоковские слова нужно холить, лелеять и гладить по шерстке, но ведь, в сущности, это и недалеко от истины.

Комментарии


Я так и не преодолела эти 70 страниц. Со многих попыток. Единственное непреодолимое (из известных , желанных) мне произведений Набокова.
Отличная рецензия. Стимулирующая)


Да-да-да!!! По всем пунктам!
Точно так же хотела написать!!! И про "единственное непреодолимое", и про "стимулирующую"!

Буду читать!


Многие мои знакомые набоколюбы тоже не преодолели.) Я-то придерживаюсь того мнения, что если книга не читается хоть убей - значит, и не надо, значит, не время. А у меня не было выбора (надо по учебе), так что пришлось продираться, в итоге потратила на эту первую главу в целом для три - количество времени космическое, конечно. Зато потом я была вознаграждена :))
Кстати, это мое первое произведение Набокова из известных - я не читала ни одного программного романа, ни "Лолиты", ни "ДБ", ни "Защиты Лужина", только "Подвиг" и ранние небольшие произведения. Так что у меня впереди еще всё..)

Спасибо! :)


А я очень люблю "Защиту Лужина" (в общем-то это одна из моих САМЫХ любимых книг вообще!), "Подвиг", "Камеру осбкуру"...


Я очень люблю "Подвиг", все его темы мне как-то особенно знакомы и близки - по прошлой жизни, не иначе ;) А используя очень правильный, на мой взгляд, эпитет одного знакомого филолога, хочется сказать, что это роман ювелирный.


Шикарная рецензия! Спасибо! :)


Вам спасибо :)


правда, здорово, рита
я тоже ужасно долго читал,помню
хотя и кайфовал

оооо
у тебя и правда всё впереди
в каком-то смысле завидую тебе))


Относительно "завидую". Набоков - единственный автор все произведения которого я читала не менее, чем дважды.


Я люблю перечитывать книги, а в случае Набокова это просто необходимо, мне кажется. Так что у меня все впереди в минимум двойном объеме.)


Прочитала Вашу рецензию в журнале.
Мне очень ОЧЕНЬ понравилось. Из чисто эгоцентрических соображений тоже, потому что впечатление очень близкое, точное, и отдающее камертоном в моё собственное. Спасибо большое за правильные слова и правильные цитаты. Про смерть и плотников я тоже выписывала - это безусловный такой момент, его можно на стенку повесить в спальне и ничего вообще не бояться.
здОрово!


Спасибо за такие слова.) Я очень рада, что смогла выразить ощущения более или менее, но понятным языком, это далеко не всегда выходит.


Сейчас начала перечитывать ''Дар''...как же совпадают мои ощущения от Ваших...особенно в начале романа...
Громадное спасибо за рецензию!


Это безумно приятно - получать такие комментарии к рецензии, написанной уже давно! Спасибо.)
Приятного чтения Набокова :)