Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

10 августа 2017 г. 05:37

3K

4.5 Реальность или чернуха? У каждого свое мнение

Я и есть реальность, и я никому не нужна. Потому что непонятно, как меня можно вынести, не свихнувшись и не впав в отчаяние.

За книгу взялась, после того как случайно посмотрела интервью с Анной Козловой на Lenta.ru. В речи длинноволосой блондинки, которую я никогда не видела раньше, разумные мысли странновато сочетались с полужаргонной формой речи и лакировались полным отсутствием снобизма премированного "Нацбестом" автора. За 22,5 минуты Козлова успела пожаловаться на сомнительное удовольствие от работы с современными издательствами ("путь каких-то бессмысленных, тяжелых унижений"), окрестила форум зоофилов "очень скучным", повозмущалась на тему суждений, что в её книгах слишком много секса ("а где линейка, на которой указано, что для женщины-писателя вот столько секса - это нормально, а вот столько - уже много?") и с легкостью сформулировала причину того, почему от её романа у читателей часто "срывает предохранители" (всему виной всеобщий "диктат добра и позитива" и нежелание всерьез задумывать о каких-то неприятных вещах).
На волне очарования этим интервью книгу (которая, кстати, оказалась очень короткой) я проглотила всего за несколько часов.

Начать описывать собственные от неё впечатления хочется с упоминания Похороните меня за плинтусом . Эти романы показались мне очень схожими если не по идее, то по духу: и там, и там беспросветная бытовая чернуха, жестоко описанная семейная среда, душная атмосфера полутемных комнат и неустроенной жизни, а еще люди, от которых хочется бежать на край света, но в которых ты самым парадоксальным образом узнаешь окружающих - не близких, так соседей, не родных, так знакомых родственников знакомых (если, конечно, не свихнешься раньше времени и не дезертируешь трусливо за розовую ширму в цветочек, прикрываясь возгласами "бред", "лживая завлекуха" и "зачем вообще писать такое?").
Похож у этих книг и стиль повествования - скупой язык, начисто лишенный витиеватой красивости и вычурной образности, но при этом создающий неповторимый эффект живой речи персонажа. Одинаково цепляют герои, балансирующие на грани спекуляции жалостливыми мотивами (в "Плинтусе" ребенок, в "F20" - диагноз шизофрения), но умудряющиеся удержаться как раз на нужном уровне, не утрачивая попутно иронии (черного юмора!) и, в конечном счете, самого главного - жизнелюбия.

Мне понравилась "Похороните меня за плинтусом". И теперь мне понравилась "F20".
И я действительно считаю, что Козлова написала очень важный роман, многослойный в своей кажущейся текстовой простоте и работающий, как бы банально это ни звучало, лакмусовой бумажкой для современного общества.

Дальше...


Рассказчица Юля и её сестра Анютик страдают шизофренией. Даже если автор в чем-то погрешила против медицинской истины, особенностей проявления диагноза и приема сопутствующих препаратов - это не главное. В конце концов перед нами не учебное пособие, не научпоп и не энциклопедический справочник, которым ошибаться действительно стыдно, ибо изложение достоверных научных данных является единственным их предназначением.
"F20" совсем о другом.
Это книга о больном в массе своей обществе, где каждый первый бухает, мается от безделья и никчемности, испытывает на себе синдром упущенных возможностей, кого-то бьет, кому-то изменяет, кого-то третирует (как минимум в психологическом плане) и непременно отчего-то страдает. В чем-то автор перегибает палку, порой намеренно сгущает краски, но идею всеобщего дурдома проводит сквозь весь свой текст абсолютно точно и жестко, скорее, по-мужски, чем по-женски.
Ближе к финалу у читателя окончательно формируется мысль, что в этом бедламе люди с официально поставленным диагнозом являются едва ли не самыми адекватными - они мешают коктейли из таблеток, маются мышечным тонусом и бесцельно наматывают круги по городу, разговаривают с выходящими из стен Серёжами, но всегда остаются самими собой, не прячась, не слишком рефлексируя и почти не утрачивая веры в будущее.

Жизнеутверждающий посыл - еще одно достоинство книги.
Концовка не обещает героине золотых дворцов и райских кущ, но она оставляет приятное послевкусие. Перепробовав массу вариантов бегства от происходящего, Юля останавливается и возвращается к главному - любви, семье и отношениям, пусть и еле теплющимся, но способным оживить и поддержать хоть какую-то тягу к жизни.
В мире бестолковых и совершенно шизанутых взрослых без диагноза, подростки с официально подтвержденным заболеванием оказываются более приспособленными в борьбе со всеобщей социальной бесперспективностью - они способны изворачиваться и преодолевать собственную нелепость, в то время как остальные наглухо застряли в узких рамках ожиданий и стереотипов.

Роман взросления? Да.
Любовь спасет мир? Безусловно.
Слишком прямолинейная сентиментальность? Немного.
Чернушная порнография? Не без этого (секса в книге много, смачно и спорно в силу юного возраста его участников).
А еще неожиданно светло, нежно и многосмысленно, так что потом можно спорить с лучшим другом до поздней ночи, до хрипоты, далеко уйдя от сюжета книги и погрузившись в дебри социо- и мироосмысления.

Единственным серьезным минусом для меня стала условная взрослость героинь, которые уже в 8-9 лет с легкостью в одиночку разобрались с дозировкой препаратов и вели слишком уж осмысленные беседы о судьбах шизофреников в России.
За это и снизила оценку на полбалла - до "четверки" с плюсом.
В остальном - великолепно, грустно и неожиданно вдохновляюще.

При желании их можно было осудить, но я не находила в себе сил на это. Жизнь не дала им ничего, хотя они проживали ее с запасом упорства, которому можно было позавидовать.

Приятного вам шелеста страниц!

Источник

Ветка комментариев


Ну, хотя бы финальную сцену на кладбище, претендующую на вселенский пафос и смену жанра ;)