Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

10 августа 2017 г. 05:37

3K

4.5 Реальность или чернуха? У каждого свое мнение

Я и есть реальность, и я никому не нужна. Потому что непонятно, как меня можно вынести, не свихнувшись и не впав в отчаяние.

За книгу взялась, после того как случайно посмотрела интервью с Анной Козловой на Lenta.ru. В речи длинноволосой блондинки, которую я никогда не видела раньше, разумные мысли странновато сочетались с полужаргонной формой речи и лакировались полным отсутствием снобизма премированного "Нацбестом" автора. За 22,5 минуты Козлова успела пожаловаться на сомнительное удовольствие от работы с современными издательствами ("путь каких-то бессмысленных, тяжелых унижений"), окрестила форум зоофилов "очень скучным", повозмущалась на тему суждений, что в её книгах слишком много секса ("а где линейка, на которой указано, что для женщины-писателя вот столько секса - это нормально, а вот столько - уже много?") и с легкостью сформулировала причину того, почему от её романа у читателей часто "срывает предохранители" (всему виной всеобщий "диктат добра и позитива" и нежелание всерьез задумывать о каких-то неприятных вещах).
На волне очарования этим интервью книгу (которая, кстати, оказалась очень короткой) я проглотила всего за несколько часов.

Начать описывать собственные от неё впечатления хочется с упоминания Похороните меня за плинтусом . Эти романы показались мне очень схожими если не по идее, то по духу: и там, и там беспросветная бытовая чернуха, жестоко описанная семейная среда, душная атмосфера полутемных комнат и неустроенной жизни, а еще люди, от которых хочется бежать на край света, но в которых ты самым парадоксальным образом узнаешь окружающих - не близких, так соседей, не родных, так знакомых родственников знакомых (если, конечно, не свихнешься раньше времени и не дезертируешь трусливо за розовую ширму в цветочек, прикрываясь возгласами "бред", "лживая завлекуха" и "зачем вообще писать такое?").
Похож у этих книг и стиль повествования - скупой язык, начисто лишенный витиеватой красивости и вычурной образности, но при этом создающий неповторимый эффект живой речи персонажа. Одинаково цепляют герои, балансирующие на грани спекуляции жалостливыми мотивами (в "Плинтусе" ребенок, в "F20" - диагноз шизофрения), но умудряющиеся удержаться как раз на нужном уровне, не утрачивая попутно иронии (черного юмора!) и, в конечном счете, самого главного - жизнелюбия.

Мне понравилась "Похороните меня за плинтусом". И теперь мне понравилась "F20".
И я действительно считаю, что Козлова написала очень важный роман, многослойный в своей кажущейся текстовой простоте и работающий, как бы банально это ни звучало, лакмусовой бумажкой для современного общества.

Дальше...


Рассказчица Юля и её сестра Анютик страдают шизофренией. Даже если автор в чем-то погрешила против медицинской истины, особенностей проявления диагноза и приема сопутствующих препаратов - это не главное. В конце концов перед нами не учебное пособие, не научпоп и не энциклопедический справочник, которым ошибаться действительно стыдно, ибо изложение достоверных научных данных является единственным их предназначением.
"F20" совсем о другом.
Это книга о больном в массе своей обществе, где каждый первый бухает, мается от безделья и никчемности, испытывает на себе синдром упущенных возможностей, кого-то бьет, кому-то изменяет, кого-то третирует (как минимум в психологическом плане) и непременно отчего-то страдает. В чем-то автор перегибает палку, порой намеренно сгущает краски, но идею всеобщего дурдома проводит сквозь весь свой текст абсолютно точно и жестко, скорее, по-мужски, чем по-женски.
Ближе к финалу у читателя окончательно формируется мысль, что в этом бедламе люди с официально поставленным диагнозом являются едва ли не самыми адекватными - они мешают коктейли из таблеток, маются мышечным тонусом и бесцельно наматывают круги по городу, разговаривают с выходящими из стен Серёжами, но всегда остаются самими собой, не прячась, не слишком рефлексируя и почти не утрачивая веры в будущее.

Жизнеутверждающий посыл - еще одно достоинство книги.
Концовка не обещает героине золотых дворцов и райских кущ, но она оставляет приятное послевкусие. Перепробовав массу вариантов бегства от происходящего, Юля останавливается и возвращается к главному - любви, семье и отношениям, пусть и еле теплющимся, но способным оживить и поддержать хоть какую-то тягу к жизни.
В мире бестолковых и совершенно шизанутых взрослых без диагноза, подростки с официально подтвержденным заболеванием оказываются более приспособленными в борьбе со всеобщей социальной бесперспективностью - они способны изворачиваться и преодолевать собственную нелепость, в то время как остальные наглухо застряли в узких рамках ожиданий и стереотипов.

Роман взросления? Да.
Любовь спасет мир? Безусловно.
Слишком прямолинейная сентиментальность? Немного.
Чернушная порнография? Не без этого (секса в книге много, смачно и спорно в силу юного возраста его участников).
А еще неожиданно светло, нежно и многосмысленно, так что потом можно спорить с лучшим другом до поздней ночи, до хрипоты, далеко уйдя от сюжета книги и погрузившись в дебри социо- и мироосмысления.

Единственным серьезным минусом для меня стала условная взрослость героинь, которые уже в 8-9 лет с легкостью в одиночку разобрались с дозировкой препаратов и вели слишком уж осмысленные беседы о судьбах шизофреников в России.
За это и снизила оценку на полбалла - до "четверки" с плюсом.
В остальном - великолепно, грустно и неожиданно вдохновляюще.

При желании их можно было осудить, но я не находила в себе сил на это. Жизнь не дала им ничего, хотя они проживали ее с запасом упорства, которому можно было позавидовать.

Приятного вам шелеста страниц!

Источник

Комментарии


Не могу согласиться. Вот никак. Читаю ваш текст - вроде бы в нем всё правильно. Но мы как будто разные книги читали. Ничего жизнеутверждающего, кроме непроходимой пошлости и самовлюбленного купания в грязи, не вижу. В отличие от Санаева. Его персонаж существует в мире, где еще существуют мифологические представления о материнской любви и семейном устройстве. У Козловой - уродливые фрики, цирковые уродцы, развлекающие сытую публику.


Интересно, что примерно одинакового уровня "самовлюбленное купание в грязи" вы восприняли в этих книгах по-разному. У Санаева нет секса, значит, именно он, думаю, вас так и задел. В остальном настроение кажется абсолютно одинаковым.
Что касается жизнеутверждающего, для меня это абсолютно однозначно. Когда все тонут в той самой пошлости, а ГГ бултыхается (пусть в реках дерьма, но борется!), старается сделать что-то не только для себя, но и для других, а под конец явно находит общий язык с отцом и понимает что-то главное про их отношения, не кончает с собой, как некоторые, и не развозит сопли, лежа годами на диване, как другие некоторые, а думает, что жизнь продолжается - не знаю, куда еще более жизнеутверждающе, честно.

Хорошо, что книгу воспринимают по-разному. На то она и литература, чтобы о ней спорить.
Вот о Донцовой какой-нибудь и не поспоришь, и так всем понятно, что Г. А тут пространство для маневра :)

А вообще я читала вашу рецензию на книгу, после того как написала свою, и благодарна, что вы нашли время вступить со мной в полемику. Вот честно, потому что, например, морали из пенсионерки-девственницы я и сама не извлекла


Что Вы, какая полемика? Тут сложно полемизировать, потому что изначально разная оптика и разные вкусы. Мне совершенно не хочется Вас переубеждать или настаивать на своем видении. Мой комментарий скорее удивление.
Потому что никакого героизма в Юле я не увидел. Если бы это была притча без натужных литературностей, было бы правдивее. Но Анна Козлова выбрала именно стремление к жизнеподобию, которое в свете диагноза отдает невольным глумлением, по глупости. И дело не в сексе, который в романе совсем не шокирует и является вполне органичной частью приведенной художественной парасистемы. У Санаева другой "запрещенный прием" - ребенок. Но почему-то в это юродствующей жестокости куда больше гармонии и возможностей вызывать сочувствие. А сочувствие, жалкие остатки трагедийного катарсиса, здесь куда важнее попыток социального бичевания. В "F20" для меня нет ничего жизнеутверждающего - за круг порочного и грязного мира не вырваться. Тот же отец продолжает вести жизнь ограниченного, пошлого человека на фоне условного благополучия.


А полемика - это разве обязательно про "переубедить"? :)
Мне нравится думать, что здесь присутствует еще и обмен мнениями с целью более глубокого понимания. Для меня так точно. Я так хлестко, как вы, не препарирую, лексики не хватает на "парасистемы" и прочий "трагедийный катарсис".

Если позволите, что именно в "F20" показалось вам "натужной литературностью"?


Ну, хотя бы финальную сцену на кладбище, претендующую на вселенский пафос и смену жанра ;)


Хм.
Вот тут стало интересно мнение насчёт книги "Мама, не читай". Кой-то леший дёрнул меня лет десять назад влезть и ходить по жж-ам, форумам и прочему, читая всё новые грани конфликта. Книгу пока читать не берусь, потому что, чую я, говна из меня при прочтении полезет немерено. Книга, насколько понимаю, взгляд с той стороны, взгляд со стороны несколько психически неуравновешенной личности, которая все действия родных видит именно как, что её пытаются "оскорбить и унизить" (мать не давала ей хлопотать по хозяйству и сразу согласилась, когда дочь привела одноклассника и сказала "он теперь мой муж и мы будем вместе жить?" Ах мать негодяйка).
Книга Санаева полна комплекса вины. Все видят в ней юмор или желание очернить бабушку, я же вижу тяжёлые переживания автора, его вечные, растянутые на всю жизнь попытки переиграть прошлое "а если бы я тогда поступил так, всё было бы по-иному". Это реакция нормальной психики - попытаться добиться от человека верной ответной реакции и масса удовольствия, когда это удаётся (отсюда растут ноги "стокгольмского синдрома"). У тех, кто "на той стороне", наоборот - у них нет сомненийв злокозненности людей.
Реца очень клёвая, хотела кинуть себе в хотелки, но потом испугалась. Испугалась, что в книге может быть именно смакование чужой "плохости" без попытки показать, что человек плохой на самом-то деле убеждён, что он хороший, просто вокруг одни сволочи.


Не думаю, что "видеть юмор" противоречит комплексу вины. Зашучивание серьезной проблемы - давно известный способ с нею справиться :)