Больше рецензий

19 июля 2017 г. 20:44

1K

3.5 А не грабануть ли нам Агату нашеньку Кристи?

На несколько страниц, на несколько несчастных грёбанных страниц перед финальным твистом мне показалось, что всё будет проще. Вернее, чересчур сложнее, но при этом и проще, и в разы лучше. Я понадеялась, что то, что казалось мне очевидным, таковым не является. Сейчас будут новые подозреваемые, новые мотивы убийств... Хрен! Всё слизано у Агаты Кристи в нулину. Я тут поперечисляла, из каких произведений спёрты элементы, но тут до меня дошло, что это я туплю и леди Агата просто, ничтоже сумняшеся, слизывала собственные элементы из книги в книгу. А там, где собрано ПОЧТИ всё, что употребила в своё Уик Роу - это Загадка Эндхауза. Это не просто похоже, это даже шаль, даже долбанная шаль!

После великолепного "Печального урожая" я, как и обещала, принялась читать Дженнифер Роу. Одна книга у меня была дома и я одолела её за час - детская книжка "Магический браслет" из серии "Волшебное королевство". Это была великолепная серия, а в то время я собирала всё, что писали об эльфах, но перечтя книжку я поняла, почему, несмотря на чудеснейшие иллюстрации и оформление, собирать серию не стала. Книга была паршивой. Очень. Так как написать рецу давно пора, то напишу о своих впечатлениях о книге там, но продолжение детективной серии я всё же схватила.

Нет! - сказала я, когда поняла, к чему идёт дело. Нееееет! - сказала я ещё через некоторое время. НиииЕееЕт! - стала вопить я под конец. Надо бы сказать, что всё так плохо потому, что мне слишком быстро стал очевиден мотив преступления. Да, дело в этом. Но не только. Проблема ещё в уликах. Если в "Урожае" улики разбросаны щедрой рукой и ты сам идиот, что не заметил (окей, мотив того убийства всё-таки меня нервирует до сих пор), то тут их нет. Автор не придумала, фигли. Потому что ей слишком хотелось поморочить читателя и любые улики могли бы этому помешать. В этот раз заморочить меня ей не удалось. Мне были очевидны все подозреваемые. Но ёпрст! Полицейские почему в этот раз такие болваны, что начинают копать против кого-то и запугивать только потому, что в их пустые головы пришло соображение, что, мол, и у того-то мог быть мотив? Мотив - это не улика. Ничто не улика! Кроме улики.

Ладно, чёрт с ней с загадкой. Вы же, наверняка, не принимали Агату Кристи на обед, завтрак и ужин всё детство. Но я очень быстро поняла, что меня раздражает сама книга.

"Печальный урожай" был социальным умным романом с детективной загадкой, в Уик всё быстро скатывается к гротеску. Это очень хорошее начало, но, буду гадом, сама Роу, пока накидывала начало, как и читатели, прочитавшие сейчас аннотацию, понятия не имела, кто будет убийцей и почему. Первое, что бросается в глаза после "Урожая" - минимум атмосферных описаний. Мелькнут какие-то чайки в парке и узкая постель Берди на антресолях (что ж, половой жизни у девки, видимо, тоже нет), но, собственно, и всё. А вот сам зачин, когда в австралийское издательство приезжает новое английское руководство, чей головной офис скупило предприятие на корню, динамично и интересно. Благо в наш век быстро разоряющихся фирм многие переживали реорганизацию и могут провести параллели с жизнью. Новый глава издательства Квентин Хейл даёт высказаться молодому выскочке Малькому Пулу и с его нелёгкой руки затевается рекламная кампания, при которой в одно помещение надо собрать известнейших, но, в целом, уже абсолютно исписавшихся авторов. То, что из всех них только одна остаётся книгопишущей, является сюжетообразующим. Но как-то поступок нового директора становится тем более странным.

Один напивается, вторая затевает ссоры, третий мрачный (чо? это недостаток?), четвёртая раздражает. И вот на этом меня и сломало. В "Урожае" Бетси говорила всем гадости, было понятно, что с ней не так и всё равно герои пытались как-то оправдать её, сделать скидку, Бетси не была отрицательным персонажем. Но саму Роу настигло проклятие главной героини, "Берди-проклятие", когда человек перестаёт понимать чужие эмоции. Потому детская писательница Тилли Лайтли персонаж отрицательный. Потому что автор её назначил. Всё. Единственная причина. Она ничего не говорит такого, чтобы её возненавидеть. Опека двадцатилетней дочери Сары выглядит именно опекой, потому что Сара ведёт себя странно и как-то явно нуждается в опеке по полной. Слушай, хочется встряхнуть авторшу, какого банана ты мне прожужжала все уши, что каких-то там с десяток рыл раздражает человек на ровном месте? Вот авторша скандальных биографий Барбара Бендикс затеяла ссору, вот молодой автор Пол Морриси подошёл к маститому романисту, который посмел не обласкать писанину новичка, и обозвал того фашистом. Мне кажется по тому, что они творят, они как-то больше должны нервировать. Но они проходят по статье "ну, мало ли, бывает". Авторша, если кого-то выводит из себя всего-навсего чужая жеманность, то виноват не жеманник, а нервному идиоту надо пить отвар ромашки.

Но разгадка проще. Тилли опекает дочь Сару. И это всё. Это контрольный выстрел. Это как у Роулинг (простите, поттероманы, но у неё это есть и не надо скандалить у меня в комментах) вопрос "семьи". Если кто-то поддерживает отношения с выросшими детьми, то всё, пакуйте вещи, вы спалили главного гада. Вот так же у Роу. Кстати, у фамилий один корень. Родственники? Часть семьи, переселившаяся в Австралию? Волнующие вопросы сверхопеки, которые передаются по ДНК? В любом случае, комплексы отдельно, книги отдельно, запомни это, женщина! И из этого вытекает то, что вызвало раздражение уже у меня. Вот стоят Кейт Делейни (сквозной персонаж, выполняет роль Ватсона), Верити Бервуд (основа серии, разгадатывательница загадок) и Иви Ньюэлл (тупо ненавидит начальство, потому что новая метла выметает старых сотрудников) в комнате и смотрят пресс-конференцию приглашённых ими авторов. Блиииин. Сколько этими тремя вылито грязи. И Роу не замечает, что её герои тупо льют грязь. Типа, тоже в порядке вещей, ну, посплетничали, обосрали всех, причём в присутствии незнакомых (Берди и Иви не знакомы), в порядке вещей. Нет. Просто нет. Потому что сплетни, осуждение - это то, что обществом не приветствуется. Этим можно заниматься с близкими друзьями и с ремаркой "Ну, строго между нами". Женщина! Роу! Дженнифер! Ты же одной сценой убила своих персонажей. Эти три идиотки выглядят тупыми завистливыми стервами-неудачницами, которые исходят злобой, глядя на удачливых писателей, пусть даже вся удача писак в глубоком прошлом.

И вот эта сцена, которая фактически даже ещё не в середине книги, явилась контрольным выстрелом по убийству для меня впечатлений от романа. Потому что Роу перестала показывать, а стала навязывать (то есть персонаж раздражает не читателя, нам с какого-то перепугу надо поверить, что он раздражает окружающих), перестала описывать окружающее, а сосредоточилась на злобе и подковёрных интригах, причём любое сочувствие с тем, с кем борешься, открытым текстом осуждается.

Никакого подобия уважения к правам и чувствам других людей.

Ой, да божежмой! Я так спокойно пощу фразу, употреблённую по отношению к убийце, что в книге НИ ОДНОГО человека, которого интересовали бы права и чувства других людей. Причём "детектившу" Берди - первее всех. Фразу можно с чистой совестью прилепить на каждого. Какие-то машинки по извержению интриг без эмоциональных сбоев.

Я не верю, что ВСЕ книги Роу после второй (а Уик - это вторая в серии) пойдут по наклонной. Просто у меня были планы на новый социальный роман, а я получила жанровую поделку, причём без улик! Вот это самое убийственное (если можно такое говорить по отношению к детективу). Я уже думала, что что-то упустила и в финале мне объясняет, где я протупила. Да фигушки. Никаких улик и не было. А Берди обо всём догадалась благодаря сверхчувственной интуиции. Ну и сама загадка... Сама загадка нулевая. Я уже сказала почему - потому что Агата Кристи. Причём брали у леди Агаты хорошими горстями. Но, хуже того, я догадалась о КАЖДОЙ линии сюжета. О каждой! И даже придумала новую (Брайан Берри, судя по воспоминаний, был редкостным тупицей, вот если бы его заюзали...).

Ещё добивали извивы логики. "Логики".

спойлер

Иви бы хватило ума укокошить Квентина! - говорят они. Да что за херь и дичь??!!! На его место сразу же прислали бы нового! Иви требовалось исключительно чтобы новое руководство начало бы ценить старые кадры. И для этого было достаточно сдать журналистам, что Квентин скрывает убийство Сола. И вообще говнюк. ВСЁ! Какого бы банана Иви нужно было бы избавляться от Квентина вообще? Она его знать не знает, он просто говнюк, которого прислало новое руководство, не более.
И зачем Солу было кончать с собой? Окей, я догадалась, что да, он покончил. Потому что все это сказали. Включая Верити. А Верити - это уже не просто неприбранная идиотка, это уже долбанный гений. Но зачем??? У него были планы свести счёты. Его оскорбил молодой придурок и кончать с собой означало показно "принять его слова близко к сердцу". Нулевой мотив! Ну и, само собой, Пол, доведший человека до самоубийства, по версии Роу, не такая сволочь, как жеманная баба!
Блин. Я билась лбом об стол и хотелось, чтобы авторов сперва проверяли перед публикацией - не покусал ли их бешенный вомбат.

свернуть

Да, это не красная оценка. Роу пишет хорошо, занимательно, надо отдать должное. Но это и не "печальный урожай". Это нечто, написанное со страху, а не ради удовольствия. Знакомые ей реалии издательства, чужие извивы в загадке, старые проблемы у персонажей (я вот теперь в замешательстве - это у Роу глюкают мозги или у неё с опекой реально идея фикс?), гротескность вместо реалистичности.

Я разочарована. Но читать дальше буду. Быть может, Роу впоследствии взялась за ум и стала работать над книгами, а не хлопать невинно глазками. Быть может, наоборот, с криком "Меня печатают, а вас нет, дебилы", стала писать совсем уже отбитую хню, так что она вполне может стать моим объектом, на котором я буду оттягиваться в полный рост. В любом случае, мне она нравилась. Я очень хочу дать Роу ещё один шанс.


Ветка комментариев


твоя больная тема)
а вообще да, тоже приплюсуюсь)


ага)))) а что делать? когда с детства не дую в общую дуду.;))


и правильно)


я тоже так думаю.:)