Больше рецензий

15 июля 2017 г. 14:31

2K

5 По волнам жизни

"Ритуалы плавания" - первая часть "Морской трилогии" Уильяма Голдинга, представляющая иносказательное размышление о судьбе Англии в частности, и затрагивающая духовный кризис западной цивилизации в целом. В мое поле зрения роман попал в рамках знакомства с победителями Букеровской премии (1980).
Как и для большинства читателей, не являющихся знатоками и поклонниками творчества Голдинга, для меня его имя связанно с самым знаменитым и "нелюбимым" самим авторов "Повелителем мух". Даже история его издания попсовая как слюнявый байопик. После понравившегося романа были попытки копнуть глубже творчество писателя, но весьма плачевные. Как после очарования Рембо, пытаться проникнуться Верленом. Мне не удалось.
Есть свои плюсы и в короткой памяти, а потому заход, спустя пять лет, получился уже без определенных ожиданий. И все же связь идейная означенных двух романов довольно очевидна. Возможно, конечно, что тема тщетности противопоставления рационализма, как системы порядка, аморальному необузданному хаосу индивидуальной психики просто является часто встречающейся в творчестве писателя.
"Ритуалы плаванья" представляет собой дневник молодого человека околоаристократического воспитания, отправившегося в длительное путешествие из Англии в Австралию, дабы занять там "хорошее место", обеспеченное ему покровительством крестного, к которому записки и обращены. Через эти частные наблюдения пред читателем предстает маленький мир, замкнутый в пределах корабля, где царят свои правила и порядки. Разнообразные и по большей части малопривлекательные типажи, начиная с самого рассказчика, изображены с сарказмом, что по началу настраивает на комический лад. Эдмунд Тальбот эдакий юный самодовольный болван, на подобие вудхаусовского Берти Вустера, аристократическим шпилем возвышается над сборищем ничтожеств, клоунов и развратников, хоть и сам не прочь поразвлечься в дороге. Эх, как камертона мировой гармонии здесь ощутимо не хватает чопорных тетушек. Комедия как по рельсам набирает скорость, уходит виражом в фарс, а затем оборачивается драмой. В центре повествования травля одного из пассажиров капитаном, а через него и прочей командой судна. Главный герой в некотором смысле просто не успел поучаствовать, хотя имел подобные намерения. В итоге, те кто формально должны быть оплотом человеческого достоинства оборачиваются ликом уродства, а тот кто выглядел пресмыкающимся никчемным существом, оказывается способен умереть от мук бесчестья. Жертва - пастырь, выбор неслучайный.
Дети выросли и остановить хаос оказывается некому. Нет сдерживающих факторов способных морально воспитывать и развернуть каждого к ценностям разума, достоинства, душевной невинности. Тонкий слой культуры поверх лавы желаний и эгоцентризма - просто пыль в глаза. Мое личное мнение, такого механизма нет. Человеку придется перекроить свою природу и однажды это просто станет единственным шансом на выживание, а пока...каждый идет своей дорогой.