Больше рецензий

Tsumiki_Miniwa

Эксперт

ещё та фантазёрка

21 июня 2017 г. 10:18

3K

4 Праздник ли?

Принимаясь за книгу с подобным названием, заранее выведав, что едва ли не главным героем книги является Париж, ждешь вихря событий, искр шампанского и оваций. Безоговорочно веришь, что первая страница обернется заводом для сумасшедшей карусели жизни, присев на блестящего скакуна которой, рискуешь унестись в пучину страстей и интриг. Ты пребываешь в ожидании образов, что сами по себе отложились в памяти при слове «Париж», описаний вкуса терпких вин, хруста французских булочек, уверенных линий Эйфелевой башни, полюбившихся ароматов и пейзажей.

В романе Хемингуэя есть все, что заведомо ожидается – богема, звон бокалов, спрятавшиеся под уютными навесами кафе. Но праздник ли это? Праздник с оттенком грусти, нежданной гостьей притаившейся между строк, в подчас хаотичных и все же связанных между собой особой интонацией главах.
Откровенно говоря, это не биография в полноценном смысле данного слова. Скорее, это книга-ностальгия, которая не разоблачает, не изобличает, а показывает то, что памятно автору. А автор… автор проникновенно холоден. Хемингуэй пишет нескучно, образно и, если можно выразить свою мысль подобным образом, - вкусно. Вот только как-то отрешенно. Позволяя читателю присутствовать, автор оставляет его лишь наблюдателем. Допускает до своей жизни, но не до сердца.
Хемингуэй не исповедуется, а пытается понять тех, кто его окружал. Окружала плеяда талантливых людей. И автор старательно пытается воскресить их образы, попутно выказывая свое отношение к фигурам парижской богемы. Здесь много лиц: Эзра Паунд, Холэр Беллок, Жюль Паскин, Джеймс Джойс, Гертруда Стайн и любимый Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Однако почему-то за отличным стилем и чередой интересных лиц в колоритных интерьерах я так и не смогла толком разглядеть самого Хемингуэя.
Впрочем при желании в его словах можно заметить потаенный эгоизм:

«Будь я неладен, если примусь писать роман только для того, чтоб мы могли регулярно обедать» (с.)

На этот момент у Хемингуэя уже были жена и ребенок. Иногда он выражается и весьма самоуверенно:
«До сих пор я считал, что мой выдающийся писательский талант хранится в строгом секрете от всех, кроме моей жены, меня и нескольких человек, которых мы знаем настолько хорошо, что с ними можно разговаривать. Я был рад, что Скотт пришел к тому же приятному выводу касательно моего таланта, но рад был и тому, что речь его заканчивается» (с.)

Но эти проявления характера скорее исключение из правила. Нота его искреннего отчаяния слышна, пожалуй, в последней главе о Хэдли, но эта нота показалась мне столь непродолжительной в монотонном покачивании событий прошлого.
Безусловно, для начинающего писателя роман имеет определенную ценность, поскольку тема творчества, сложности выбранного призвания красной нитью проходит через всю книгу. Однако с большим интересом я прочитала о семейной жизни Эрнеста и Хэдли, Фрэнсиса и Зельды.
И все же я не вкладываю в мои слова тоску и уныние, поскольку в целом книга принесла удовольствие. Я слышала и слушала размышления художников, писателей – творцов – тех, кто вечно находится на пересечении двух желаний – желания красивой жизни и желания признания. И как усидеть на этих качелях, мерно раскачивающих из крайности в крайность? Как не упасть, не исчезнуть? А еще я гуляла по улочкам Парижа, присаживалась за столики кафе и любовалась тем, как день уступает ночи, и это было прекрасно.
Однозначно роман становится зачинателем целого роя мыслей в голове. Он позволяет осознать уже буквально после первых глав, что истинным праздником для Хемингуэя был не Париж как таковой, а способность творить и чувствовать себя по-настоящему живым. Живым и счастливым. На поверку оказалось, что счастье-то находится не на донышке стакана и не в последней ложке отменного блюда.

И напоследок меня посетила мысль, что у каждого свой праздник, который всегда рядом. У кого-то это любимый томик стихов в недрах сумки, у другого новомодный гаджет в руке, у третьего счастливые лица родных в винтажной рамке на краешке рабочего стола, а у этого уверенность в грядущем благополучии, завтрашнем дне. Как часто настоящее торжество жизни скрывается в значительных мелочах, хранящихся под рукой или в памяти. Каждый празднует жизнь так, как умеет.

Ассоциации

картинка Tsumiki_Miniwa
Пламенный привет моим попутчицам в путешествии по волнам памяти замечательного автора: Гале Delfa777 и Ане Decadence20

Ветка комментариев


А я смотрю сериал Зельда - про то, как Фицджеральд познакомился со своей музой)


О, это наверное очень интересно) кто в сериале играет Зельду и Фицджеральда?


Кристина Риччи и Дэвид Хофлин. Вот этот сериал.


Кристина в роли Зельды это... оригинально)))


А ты кого видишь в этой роли?


Не задумывалась над этим, но Кристину не представляю в ее роли никак)


Ты Полночь в Париже смотрела?


Нет, а что там в полночь в Париже?


Там как раз это время и эти люди - Хемингуэй, Фицджеральд с Зельдой, Гертруда Стейн, Пикассо, Дали. (остальных не помню). Посмотри, приятный фильм)


Спасибо за наводку. Посмотрю. Тем более там Рэйчел МакАдамс снимается, которая мне нравится. А Марион Котийяр кого играет? Вот она бы на роль Зельды хорошо вписалась.


Пожалуйста)
точно не помню какая у Марион роль, смотрела несколько лет назад. Кажется она мелькала в салоне Гертруды. Наверно, модель и муза кого-то из художников.


В общем, надо смотреть)


Надо) я собиралась пересматривать когда Праздник дочитала, но забыла.


Мне предстоит написать рецензию на биографию и прочитать Праздник. Как раз и фильм гляну.


Уже скоро)


Интересно, надо глянуть! Сколько серий, Галь?


Нормально, может попробую в отпуске :)


Я сама только первый эпизод посмотрела, трудно судить по всему сериалу, но уж очень тема интересна - так что смотреть непременно)


Посмотрела кадры, вроде актёры подобраны хорошо, картинка красивая :)